Минстрой России отчитывается перед президентом упорным введением строительных норм
Как указывается в документе (проект доклада имеется в распоряжении редакции АНСБ), данные поручения касаются изменений российского законодательства в части технического регулирования строительной отрасли. Напомним, что в этой части еще в бытность замминистром строительства Хамита Мавлиярова, в недрах Минстроя России родилась идея о полном реформировании структуры нормативно-технической базы строительства и введении абсолютно нового типа документов – строительных норм обязательного применения. При этом также предполагалось, что все нормативно-технические документы в области строительства будут выпускаться исключительно под контролем Минстроя России.
Такие изменения предполагали внесение поправок в закон «О техническом реглировании в Российской Федерации» и в Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». Законопроект дважды рассылался в федеральные органы исполнительной власти России и дважды возвращался разработчику с негативными отзывами.
Готовя свой раздел в доклад президенту России об исполнении поручений, Минстрой, в частности указывает, что им подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений и инициировано повторное согласование этого документа.
Далее приводим проект отчета, подготовленный Минстроем России, поскольку первоисточник всегда надежней пересказа:
«В настоящее время доработанной редакцией законопроекта устанавливается, что для выполнения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям, а также процессам их проектирования (включая изыскания), строительства, эксплуатации и утилизации, федеральным органом исполнительной власти, на который возложено осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, утверждаются обязательные для применения строительные нормы.
Строительные нормы будут являться нормативным правовым актом, принятым Минстроем России в целях реализации требований Технического регламента. Строительные нормы будут содержать основные положения по обеспечению требований безопасности зданий и сооружений, требования к эксплуатационным характеристикам зданий и сооружений, их комплексам, территориям, необходимым для их использования, и наружным сетям инженерного обеспечения, отдельным помещениям, конструктивным частям зданий и сооружений и внутренним системам инженерного обеспечения в соответствии с функциональным назначением этих объектов, общие требования безопасности к процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) зданий и сооружений.
Строительные нормы не должны содержать требований по применению определенных объемно-планировочных или конструктивных проектных решений, материалов определенных видов и марок, методов расчетов и проектирования, правил проведения работ и других требований описательного характера, за исключением случаев, когда из-за отсутствия указанных требований не может быть обеспечено соблюдение Технического регламента. Такого рода требования предусматривается устанавливать в сводах правил (строительных правилах) для применения на добровольной основе.
Законопроектом предусмотрено направление проектов строительных норм на экспертизу в экспертные комиссии, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий, утверждается Правительством Российской Федерации. Персональный состав экспертных комиссий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.
Предметом экспертизы проекта строительных норм являются: 1) проверка соответствия проекта строительных норм целям и задачам технического регулирования; 2) проверка достаточности требований строительных норм для обеспечения соблюдения требований технических регламентов в области обеспечения безопасности зданий и сооружений; 3) проверка соответствия проекта строительных норм требованиям законодательства, включая наличие в строительных нормах требований, противоречащих требованиям, содержащимся в ранее утвержденных строительных нормах, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти.
Предусматриваемое законопроектом разграничение требований к содержанию обязательных нормативных документов и документов добровольного применения в соответствии с выполняемыми ими задачами позволяет реализовать возможности так называемого «гибкого» нормирования, когда исполнителям предоставляется возможность выбора из числа возможных проектных решений при достаточно жестком обязательном нормировании результатов работ в соответствии с требованиями потребителя».
Как указывается в документе, в настоящее время в отношении законопроекта завершаются согласительные процедуры, а именно рассмотрение рабочей группой по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, после чего протокол заседания рабочей группы по законопроекту будет направлен в Правительство Российской Федерации и представлен на рассмотрение Государственной Думы».
Минстрой России, направив этот проект доклада в заинтересованные ведомства 27 мая, попросил согласовать его до 1 июня с.г.
Таким образом, статус действующих обязательных и добровольных сводов правил, а также ГОСТов становится неясным. Напомним, что часть ведущих экспертов строительной отрасли в области технического регулирования высказывались категорически против такого слома действующей нормативно-технической базы строительства. Напомним также, что до настоящего времени продолжается финансирование из государственного бюджета разработки и актуализации Сводов правил и Национальных стандартов – на эти работы потрачено около 1,5 млрд рублей.