Госзакупки демонстрируют стабильность - в объемах, в количестве и в срывах
Минфин России опубликовал Ежеквартальный отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за III квартал 2022 г.
Результаты мониторинга закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Так, по состоянию на конец III кв. 2022 г. отмечается уменьшение количества размещенных извещений об осуществлении закупок на 2,8% при одновременном увеличении их стоимостного объема на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.
На 6% уменьшилось количество заказчиков, осуществлявших в отчетном периоде закупки. Сохраняется тенденция и динамика увеличения количества участников закупок, включенных в единый реестр участников закупок: их количество, как и по итогам двух кварталов 2022 г., увеличилось на 16%. Аналогичная динамика наблюдается в отношении участников закупок, отнесенных к субъектам МСП: их количество увеличилось на 12%, а доля от общего количества участников закупок, включенных в единый реестр, составила 81%. На 39% увеличилось количество участников – самозанятых граждан.
На 56% увеличилось количество проводимых процедур общественного обсуждения закупок и на 4% их стоимостной объем. При этом в структуре заказчиков отмечается увеличение в отчетном периоде количества процедур общественного обсуждения закупок, проведенных региональными и муниципальными заказчиками – на 89% и 23% соответственно, при одновременном снижении их стоимостного объема. Несмотря на это, на 1089 процедурах из 1103 проведенных не присутствовало ни одного участника обсуждений. А на 14 процедурах в отношении закупок на выполнение работ по строительству школы, поликлиники, жилых домов, объектов железнодорожной инфраструктуры «под ключ», по инженерной подготовке территории, по строительству и реконструкции автодорог, искусственных дорожных сооружений, объектов улично-дорожной сети, систем водоснабжения, по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также на оказание телекоммуникационных услуг присутствовало 85 участников обсуждений.
Электронный аукцион остается наиболее распространенным конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом сохраняется тенденция увеличения количества открытых конкурсов в электронной форме, запросов котировок в электронной форме и их стоимостного объема на 0,3% с одновременным снижением на 5% количества электронных аукционов.
Количество закупок, проводимых в форме открытых конкурсов в электронной форме, увеличилось на 30%, запрос котировок в электронной форме – в 2 раза. При этом стоимостной объем закупок, проводимых в форме электронного конкурса, увеличился на 80%, в форме электронного запроса котировок – в 5 раз. И существенно увеличилось количество и стоимостной объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме.
Количество несостоявшихся закупок уменьшилось на 3,3% при увеличении их стоимостного объема на 16%. При этом стоит отметить, что количественная доля несостоявшихся закупок в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом не претерпела изменений и составила 51%. Это свидетельствует о стабильном функционировании контрактной системы в сфере закупок в условиях санкционного давления.
Сохраняется также и соотношение причин признания определений поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимися: наиболее распространенной причиной остается подача единственной заявки на участие в закупке – 63%, наименее распространенной – признание заказчиком всех поданных заявок на участие в закупке не соответствующими требованиям – 3%.
При этом 63% несостоявшихся закупок закончилось заключением контракта, что составляет более 70% стоимостного объема всех несостоявшихся закупок.
Увеличилось на 27% количество отмененных определений поставщика (подрядчика, исполнителя) при одновременном снижении их стоимостного объема на 19%.
Незначительно в пределах 5% уменьшилось количество контрактов, заключенных по результатам осуществления закупок, при одновременном существенном увеличении их стоимостного объема – на 23% и 12% соответственно.
Уменьшилось на 9% количество контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при одновременном существенном увеличении их стоимостного объема на 78%. При этом доля стоимостного объема контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в общем стоимостном объеме контрактов увеличилась на 8% и составила 24,7%.
Совокупный объем российских товаров, поставка которых осуществляется при исполнении контрактов, достиг 1154,7 млрд руб., что составляет 58% от стоимостного объема всех товаров.
В связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, начислена неустойка (штрафы, пени) на общую сумму 462,2 млн руб., из которых оплачено 62,6 млн руб. Списано заказчиками неустоек (штрафов, пеней) на сумму 2,4 млн руб.
В III кв. в отношении 17 077 контрактов в реестре контрактов, заключенных заказчиками, размещены документы об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта, дата составления которых превышает срок, установленный 44-ФЗ.
При этом уменьшилось количество случаев расторжения контрактов при одновременном увеличении их стоимостного объема. Наибольшее количестве контрактов расторгается по соглашению сторон – 97%. Наряду с указанным наблюдается увеличение количества расторгнутых на основании судебных решений контрактов. При этом доля таких контрактов в общем количестве расторгнутых контрактов по-прежнему остается крайне незначительной и не превышает 1%.
Увеличилось количество осуществленных закупок у СМП, признанных по результатам проведения состоявшимися, и доли таких закупок, которая по итогам отчетного периода составила 50,4%.
В то же время существенно снизилось количество и стоимостной объем извещений об осуществлении закупок для целей реализации национальных проектов – на 30% и 25% соответственно.
При этом наблюдаются следующие тенденции: наибольшее количество извещений об осуществлении закупок размещено для целей реализации национального проекта «Жилье и городская среда» – 33%.
Наибольший стоимостной объем составили извещения об осуществлении закупок для целей реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 32%.
Наибольший прирост количества размещенных извещений отмечается по нацпроекту «Здравоохранение» - на 2,9%. А наибольший прирост стоимостного объема – для целей реализации нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» - в 4 раза.
Одновременно на 15% увеличился стоимостной объем заключенных по результатам осуществления закупок для целей реализации нацпроектов контрактов, при отсутствии существенных изменений их количества – уменьшение в пределах 2%.
А наибольший стоимостной объем составили контракты, заключенные для целей реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 46%.
На 36% снизилось количество поступающих в контрольные органы в сфере закупок жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля. При этом увеличилась доля случаев признания контрольными органами жалоб обоснованными, составив 44%. А количество поступающих обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях признания определений поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимися увеличилось в 4 раза.
Реестр содержит 68 289 реестровых записей в отношении 35 508 участников закупок.
Результаты мониторинга закупок отдельных видов юридических лиц
Так, отмечается снижение на 10% количества размещенных извещений об осуществлении закупок и на 53% стоимостного объема проведенных закупок. Последние, как и в предыдущих отчетных периодах 2022 г., в том числе обусловлены проведением ряда крупных закупок одним заказчиком.
В структуре закупок превалируют конкурентные способы закупок, их доля составляет 59%. При этом сохраняется тенденция незначительного увеличения на 4% доли неконкурентных способов закупок, которая составила 41%.
Среди конкурентных закупок, проводимых в электронной форме, наиболее часто используемым по-прежнему остается запрос котировок. При этом наибольший стоимостной объем составляют закупки, проводимые иными способами.
Среди неконкурентных закупок, как в количественном выражении, так и в стоимостном объеме по-прежнему превалируют закупки, проводимые у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в неэлектронной форме.
Сохраняется тенденция превышения, как в количественном, так и в стоимостном выражении, состоявшихся закупок над несостоявшимися. Так, доля состоявшихся закупок составляет 51% и 45% соответственно, доля несостоявшихся – 32% и 40%.
При этом уменьшилось количество и стоимостной объем закупок, отмененных заказчиками.
Сохраняется тенденция по уменьшению количества и стоимостного объема договоров. Доля договоров, заключенных по результатам конкурентных закупок, как в количественном выражении, так и в стоимостном объеме превышает долю договоров, заключенных по результатам неконкурентных закупок. В первом случае соотношение составляет 26% и 34% соответственно, во втором – 23% и 15%.
В сегменте конкурентных закупок наибольшее количество договоров по-прежнему заключено по результатам осуществления закупок в электронной форме, среди которых – по результатам запроса котировок. При этом наблюдается незначительное увеличение количества и стоимостного объема договоров, заключенных по результатам проведения конкурса в электронной форме.
В сегменте неконкурентных закупок по-прежнему наибольшее количество и стоимостной объем составляют договоры, заключенные по результатам осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом сохраняется тенденция увеличения количества расторгнутых договоров при одновременном снижении их стоимостного объема. Уменьшилось на 22% количество заключенных договоров, расторгнутых в одностороннем порядке, при одновременном увеличении на 19% договоров, расторгнутых по соглашению сторон.
Сохраняется тенденция увеличения количества и стоимостного объема закупок у субъектов МСП, а также закупок, при проведении которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП. Доля состоявшихся закупок превалирует над несостоявшимися и составляет 67,4%. При этом сохраняется тенденция уменьшения количества договоров, заключенных с субъектами МСП, при одновременном увеличении количества таких договоров, заключенных по результатам осуществления закупки у субъектов МСП.
По итогам отчетного периода в перечень крупнейших заказчиков включены 12 108 крупнейших заказчиков, в том числе 3165 крупнейших заказчиков федерального уровня и 8943 крупнейших заказчиков регионального уровня.
Объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП составляет 3,119 трлн руб. – со 159 732 субъектами МСП заключено 537 665 договоров, в том числе по результатам закупок у субъектов МСП, на сумму 1,087 трлн руб. Средняя стоимость договора с субъектом МСП составила 5,8 млн руб.
Номенклатура закупок у субъектов МСП расширена по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. с 521,3 тыс. до 1 125,3 тыс. позиций.
Лидеры по объему закупок у субъектов МСП среди субъектов: г. Москва – 612,53 млрд руб., г. Санкт-Петербург – 216,56 млрд руб., Московская область – 97,82 млрд руб., Свердловская область – 78,8 млрд руб., Республика Татарстан – 68,51 млрд руб.
Объем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции 90 крупнейших заказчиков составил 369,65 млрд руб., в том числе у субъектов МСП 31,09 млрд руб.
Доля жалоб, признанных по результатам рассмотрения ФАС России обоснованными, в отчетном периоде составила 25%. Реестр содержит 1164 реестровых записи в отношении 1029 участников закупок.
Эвелина Ларсон
Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: http://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2022_god_11_2022_pc.pdf