ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Ратификация Договора о ЕАЭС:<br/>что это значит для строительной отрасли России?
26.09.2014

Ратификация Договора о ЕАЭС:
что это значит для строительной отрасли России?

26 сентября 2014 года Государственная Дума ратифицировала подписанный 29 мая 2014 г. в Астане Договор о Евразийском экономическом союзе. Еще раз напомним, что текст Договора (около 1000 страниц) содержит весьма важные для строительной отрасли положения.

С даты вступления в силу Договора о ЕАЭС  (после завершения процедур ратификации, т.е. до конца 2014 года)   утрачивает силу (см. перечень отменяемых актов, пункт 39) "Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года".

Из этого следует, что  трёхлетние усилия НОСТРОЙ, НОП и РСПП по внесению изменений в Соглашение от 18 ноября 2010 года, с тем, чтобы в нем нашла отражение специфика строительства (например, наличие таких документов, как своды правил - СНиПы), оказались пустой тратой времени. Судьба проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружениях, строительных материалов и изделий», который опирается на несуществующие межгосударственные строительные нормы (МСН) обязательного применения и добровольные своды правил (МСП) по проектированию,  тем более становится неопределенной.

Некоторую ясность вносит  Приложение 9 к Договору, которое содержит норму "3. Для объектов технического регулирования, в отношении которых не вступили в силу технические регламенты Союза, действуют нормы законодательства государств-членов". Это означает, что сохраняют силу Закон 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и вытекающий из него Перечень обязательных ГОСТов и СНиПов, т.е. для российских проектировщиков и строителей ничего не меняется.

На наднациональном уровне Договором о ЕАЭС (приложение №9)   в качестве доказательной базы технических регламентов, в том числе и для проектно-строительной деятельности, предусматриваются только ГОСТы. В связи с чем, к принятым техническим регламентам ТС по безопасности автомобильных дорог и инфраструктуры железнодорожного транспорта сегодня разрабатываются необходимые ГОСТы по Программе, утвержденной Коллегией Евразийской Экономической Комиссии.

Автодорожники и нефте - газомагистральные строители успешно доказали, что на проектно-строительную деятельность целесообразно разрабатывать межгосударственные ГОСТы или российские ГОСТы Р на базе существующих сводов правил (СНиПов). Учитывая, что в ближайшие годы на территории Российской Федерации сохранит силу 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», опирающийся на Перечень обязательных сводов правил (СНиПов), можно постепенно переформатировать своды правил в ГОСТы или ГОСТы Р.  Тем самым система технического регулирования в строительстве постепенно будет приближена к системе Европейского союза. Преимущество стандартов перед сводами правил заключается в том, что своды правил, являясь ведомственными документами, по качеству и отработанности технических требований, учету мнений профессионального сообщества, объему экспертиз и срокам разработки уступают национальным или межгосударственным (региональным) стандартам.    

Обращаю внимание, что  в России - единственной стране Таможенного союза – нет, и пока не предвидится техрегламента о строительных материалах, что в соответствии с правилами ВТО не позволяет установить технический барьер ввозу небезопасной продукции из третьих стран.

Представляется целесообразным выделить из проекта ТР Таможенного союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" отдельный ТР ТС о стройматериалах, а проект ТР ТС в части  безопасности зданий и сооружений окончательно похоронить.  Одновременно должна быть похоронена порочная и весьма затратная идея о сочинении десятков МСН и МСПпо проектированию, которые должны были дополнять ТР ТС  по строительству. Следует признать, что МСН И МСП - это     надуманные, отсутствующие в практике нормативно-технические документы. Несмотря на то, что на их разработку в 2011-2012 гг. затрачены десятки миллионов рублей (в основном из бюджета НОСТРОЙ), до сих пор    не существует методического обеспечения   их структуры, содержания, способа изложения и применения, а  также   процедур разработки, согласования и принятия.

Однако не исключена, чтопотерявшая смысл работа над межгосударственными строительными нормами и правилами может быть реанимирована уже на национальном уровне.   В качестве повода  для этого может быть использована работа над проектом федерального закона №555391-6    «О стандартизации в Российской Федерации» (внесенв Госдуму 27.06.2014 Правительством РФ).  Минстроем России   предлагается  при доработке законопроекта ко второму чтении радикально изменить систему нормативно-технических документов в области стандартизации в строительстве. «Новая» система технического нормирования в строительстве, по мнению Минстроя, должна быть основана  на подготовке в связке обязательных строительных норм (СН), принимаемых в качестве нормативных актов Минстроя России, и сводов правил (СП) добровольного применения, утверждаемых Минстроем России.

Как уже нами отмечено выше, такая же система межгосударственных строительных норм (МСН) и правил (МСП) ранее предлагалась для установления в проекте ТР ТС «О безопасности зданий и сооружениях, строительных материалов и изделий» и была отвергнута проектным и строительным сообществом стран Таможенного союза.

Александр Курский,
заместитель директора по научной работе Центра макроэкономических исследований (ЦЕМИ)

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо