Лев Каплан: За три года с рынка ушло 53 тысячи строительных компаний и пришло государство
Лев Каплан обратил внимание делегатов съезда на тот факт, что количество строительных компаний с 1 января 2019 года до 1 апреля 2022 года в России сократилось на 18%, то есть с рынка ушло 53 тысячи организаций – таковы официальные данные Росстата. «Это означает, что из отрасли ушло более 1 млн работников. И уходят в первую очередь малые и средние компании. В 38 городах России вообще не ведётся многоэтажного строительства. Средние застройщики не могут войти в проектное кредитование, а сбор средств дольщиков напрямую им запрещен. Специализированные компании практически не могут получить работу», - заявил Лев Каплан.
Как следует из доклада, существенные трудности поджидают компании и при входе, и при работе на строительном рынке. Например, в Санкт-Петербурге в 2021 г. ушло 6,5 тыс. строительных компаний, а вошло 2,5 тыс. А с января 2019 г. в целом число предприятий в Петербурге сократилось на 28%, а в Москве – на 30%. То есть, фактически на треть! При этом с конца 2018 года и до настоящего времени обеспеченность строительными заказами в России составляет всего 8 месяцев, финансированием – 7 месяцев. Многие годы существует огромная задолженность со стороны заказчиков за выполненные работы и стройматериалы.
«Основная причина негативных явлений состоит в том, что мы 30 лет назад вступили в рынок, но уходим все дальше от него. Одной ногой стоим на берегу (в старой системе), а другой – в лодке (в рыночной). И никуда не плывем – стагнируем. Всем надо понять, что возврат к командной системе и плановой экономике невозможен – нет Госплана, Госснаба и прочей структуры, которая управляла строительством в плановой экономике. И нет кадров, которые умели это делать, - уверен Лев Каплан. И все последние годы вмешательство государства в строительный рынок все более увеличивается.
Поэтому надо решительно двигаться дальше по избранному пути и развивать рыночную экономику. Для этого нужно:
- Развитие промышленности стройматериалов
- Снижение налогового бремени
- Развитие конкуренции
- Совершенствование системы госзаказа
- Развитие проектного финансирования
- Упорядочение ценообразования
- Коренное изменение отношения к проектированию: объемам, качеству и стоимости работ
- Продуманный переход к цифровизации отрасли, помощь проектным и строительным компаниям в переходе на технологии информационного моделирования