Михаил Викторов предложил новый принцип избрания руководства НОСТРОЙ и НОПРИЗ
Главной темой заседания Комиссии стало обсуждение итогов многочисленных публичных слушаний, которые прошли в рамках подготовки проекта доклада о результатах анализа практики применения положений законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности саморегулируемых организаций в проектно-строительной отрасли, а также практики проведения независимой оценки квалификации специалистов в данной сфере. Доклад в дальнейшем будет представлен президенту России, который в конце 2021 года и дал соответствующее поручение.
Михаил Посохин напомнил, что в ходе публичных слушаний была отвергнута идея возврата от саморегулирования на государственное лицензирование – его качество и взяткоемкость в свое время и послужили причиной появления системы СРО. А переход на саморегулирование физических лиц противоречит всему гражданскому законодательству России, поскольку ответственной стороной договора подряда является юридическое лицо, а не человек.
В общем, альтернативы системе СРО нет – особенно с учетом ее положительного влияния на формирование цивилизованного строительного рынка, о чем аргументированно в шестой раз доложил вице-президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров. А глубинная польза от поручения президента Путина состоит в том, что впервые после реформы саморегулирования 2016-2017 года можно оценить, что не получилось, что не работает, что вредит – и постараться все это исправить, добавив ответственности СРО не только за договоры, но и за происходящее на стройплощадках.
По итогам публичных слушаний были сформулированы предложения по совершенствования системы саморегулирования, среди которых развитие рейтингования, упрощение выдачи займов члена СРО из средств компенсационных фондов, развитие информационного ресурса с реестром членов СРО, использование средств компенсационных фондов в качестве обеспечения обязательств страхового фонда взамен гарантий банков, возможное возвращение к специализированным и отраслевым СРО, которые были разрушены в 2017 году, и т.д.
В ходе обсуждения доклада Анвара Шамузафарова руководитель Комиссии по цифровизации строительной отрасли Общественного совета Минстроя России, первый руководитель Аппарата НОСТРОЙ, а сегодня председатель Совета СРО Союза «МООСС» Михаил Викторов высказал ряд неординарных замечаний и предложений. Прежде всего, он отметил, что многое из того, что предлагала первая команда НОСТРОЙ при его создании – реестр специалистов, оценка квалификации – сейчас стали нормой работы. Но в рамках реформы 2017 года был утрачен функциональный смысл допуска СРО, отменена система видов работ, а это очень серьезная утрата. В итоге допуск на рынок для компаний оказался обезличенным, он ничего не говорит ни об опыте компании, ни о возможности выполнить заявленные работы. Поэтому необходим возврат к специализации компаний в системе СРО – на новом уровне, через специализацию и оценку квалификации инженерного состава. И, конечно, нужно вернуться к возможности формирования специализированных или отраслевых СРО – особенно в критически значимых отраслях, таких как военное строительство, энергетика, нефтегазовое строительство, связь и т.д. «Необходимо вернуть фактор специализации СРО и это нужно учесть при подготовке предложений от Общественного совета», - заявил М.Викторов, поддержав предложения на этот счет руководителя СРО «Союзатомстрой» Виктора Опекунова. Отметим, что в свое время СРО Союз «МООСС», сформированная на базе Спецстроя России, выступала категорически против отмены отраслевого принципа формирования СРО.
Также Михаил Викторов поддержал усиление ответственности СРО за безопасность и охрану труда на стройплощадках компаний-членов СРО. В последнее время безопасность труда на строках пошла вниз, ситуация ухудшается. Правительство Москвы, с которым постоянно взаимодействует М.Викторов как председатель комитета МРПП (р) по строительству, ужесточает работу на этом направлении, каждый несчастный случай на стройке подробно разбирается на штабе отрасли. При этом представители компании, допустившей несчастный случай на стройке, очень часто не знают, в какой СРО они состоят, поскольку не видят со стороны СРО ни заботы, ни ответственности. И это очень плохо. Ответственность СРО за безопасность на стройке должна быть усилена, и не на бумаге, а на деле.
Но самым интересным стало предложение Михаила Викторова кардинальным образом изменить процедуру выдвижения кандидатур и избрания президентов Национальных объединений СРО строительной отрасли – НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Очевидно, что от фигуры президентов Нацобъединений зависит очень многое, в том числе, и их политическое влияние, и место в государственной политике. Для того, чтобы взаимосвязь с государством, причем на самом высоком отраслевом уровне, у Нацобъединений и их президентов была более прочной и качественной, предлагается, чтобы кандидатуры на пост президентов НОСТРОЙ и НОПРИЗ выдвигались из профессиональной среды в ходе широких консультаций Минстроя России в Российском Союзе строителей, отраслевых комитетах «Деловой России», Торгово-промышленной палаты РФ, в РСПП – но не в самих Нацобъединениях. В ходе таких консультаций выдвигаются три кандидатуры, которые Минстрой России вносит на рассмотрение вице-премьера по строительству. И после одобрения все три кандидатуры предлагаются саморегулируемым организациям для выборов президента. Таком образом, будущий президент НО получает одобрение федеральной власти, что на самом деле, происходит и сейчас, но кулуарно. А такая процедура придаст большую открытость выборам и легитимности самой фигуре президента Нацобъединения.
Отметим, что данной предложение М.Викторова пока не укладывается в рамки действующего законодательства и, по словам самого автора, предложена для обсуждения сообществу. Однако она может быть опробована, в случае одобрения и внесения изменений в законодательство, уже в ближайшие месяцы – выборы президента НОПРИЗ должны пройти до конца этого года.