Не нужно себя обманывать – в стройматериалах почти везде есть импортная составляющая
Отвечая на вопрос главного редактора АНСБ Ларисы Поршневой об импртозамещении, Ефим Басин, в частности, сказал:
- Конечно, мы многое упустили за эти годы, крайне легковесно подошли к задачам импортозамещения. Например, мы за эти годы на Дальнем Востоке не построили ни одного завода нефтехимии, а только гоним сырую нефть в Китай. А он, не имея своей нефти, каждый год строит по нефтеперерабатывающему заводу. А нефтехимия – это высокотехнологичные и очень выгодные продукты с высокой добавочной стоимостью, именно их и нужно продавать! Мы сегодня уговариваем купить нашу нефть со скидкой, а так перерабатывали бы огромные объемы и уже высокотехнологичную продукцию поставляли бы на экспорт и на внутренний рынок.
То же самое можно сказать и о строительной технике – она у нас на 70% импортная. К сожалению, наше машиностроение оказалось неконкурентоспособным по сравнению с зарубежным. Мы когда-то критиковали китайцев за низкое качество их техники и оборудования – сейчас у них совсем другое качество, а мы опять покупаем не свое, а китайское. Они за 20 лет вложили в машиностроение огромные деньги – в отличие от России. Так что не надо себя обманывать – в стройматериалах, даже там, где, казалось бы, мы можем спокойно обходиться без импорта, почти везде есть иностранная составляющая, причем такая, которая влияет, прежде всего, на производительность труда, качество и долговечность продукции. Например, производители красок говорят, что часть палитры они произвести не могут, потому что добавки и присадки, которые туда идут – а это всего 5% - поставляются из Финляндии. И все – продукт произвести невозможно, пусть даже у него на 95% отечественные компоненты. И таких примеров очень много! Сегодня для строителей - такое разнообразие и цвета, и технологий, и качества! Отделочные материалы, краски, плитка – просто любо-дорого сейчас строить! Жалко, если это уйдет.
- Но для начала нужно хотя бы честно об этом говорить! Потому что данные НОПСМ по импортной составляющей очень наглядно показывают, что кирпич, может быть, и наш, но оборудование все импортное!
- В том-то и дело! Оборудование на таких заводах испанское и итальянское, и красители для отделочного кирпича и клинкерной плитки тоже все импортные. А наши архитекторы и строители уже привыкли к красивым градостроительным решениям, цветным фасадам зданий.
- Еще одна проблема – рост цен на вроде бы отечественные материалы – щебень, песок – но при этом никто не говорит, какой техникой все это производится и на чем возится!
- Самосвалы по большей части импортные, щебеночные заводы все зарубежного производства, особенно те, что производят гранулированный щебень, который обеспечивает высокое качество щебеночно-мастичного асфальта. Мы к нему привыкли, без него будет очень трудно.
Поэтому сейчас нужно сделать реестр техники, оборудования, материалов, которые могут быть замещены, и понять, что можно заместить без особых инвестиций, а где нужно вложиться, подготовить кадры, построить новые предприятия. Нужно понять, как и где мы будем развиваться – причем это нужно делать по территориальному принципу, чтобы плечо доставки не было слишком большим. Раньше были институты, которые занимались размещением производств по стране с учетом сырья, путей доставки и так далее. Сейчас все это потеряно, а логистика очень подорожала, потому и цены на стройматериалы растут.
Полный текст интервью доступен по ссылке: http://ancb.ru/publication/read/13586