ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Новые серии домов: <br />
как избежать <br />
старых бед?
27.04.2015
Жилищное строительство

Новые серии домов:
как избежать
старых бед?

Архитектурный совет Москвы взял под свой контроль разработку проектов домов повторяющихся серий

В марте прошлого года приступил к работе в нынешнем составе Архитектурный совет Москвы. В него вошли, кроме представителей московских властей, известные творческие деятели, прежде всего архитекторы. За прошедший год, по словам председателя Архсовета главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, было рассмотрено в семь раз больше проектов, чем обычно.

 

Кто будет работать лопатой?

Как заметил Сергей Кузнецов, практически ни один новый важный для города проект не прошел мимо Архсовета. Всего было рассмотрено более трех десятков объектов, около двух десятков в целом одобрены, остальные отклонены, причем по ряду наиболее значимых (например, реконструкция промзоны завода «Серп и молот») принято решение о проведении конкурсов.

Особое внимание уделяется рассмотрению принципиальных проектов домов повторяющихся серий. Как известно, с будущего года в Москве в соответствии с распоряжением мэра города Сергея Собянина запрещено строить панельные дома устаревших серий. Застройщикам и производителям стройматериалов было предоставлено время для переоснащения ДСК и разработки в содружестве с проектными организациями новых подходов к возведению жилья эконом-класса. В конце прошлого года уже началось строительство первых домов улучшенных серий в столичном районе Некрасовка.

Речь идет не только о проектах самих зданий, но меняются и градостроительные подходы к размещению жилых комплексов. Москва переходит от микрорайонной застройки к квартальной, наконец-то здесь начинают внедрять проекты ширококорпусных домов, за которые давно ратует РААСН. Одновременно с возведением жилья будут решаться проблемы строительства социальных объектов, транспортного обеспечения, проводиться ландшафтно-визуальный анализ, учитываться исторический контекст и т.д.

Как подчеркнул Сергей Кузнецов, по-новому проектируется среда обитания, на новый уровень поднимается понятие комфортности проживания.

Насколько это оказалось непросто, можно судить по заседанию Архсовета, прошедшему 18 марта. Так, одна из петербургских фирм предложила на рассмотрение концепцию жилого комплекса. Причем этот проект уже возвращали на доработку. В целом проект был одобрен, поскольку в нем разработчики постарались учесть основные требования, предъявляемые в Москве применительно к обновленным сериям. Так, первые этажи зданий здесь отводятся под социальные объекты, поэтому их предложено выполнить в монолите, с более высокими потолками, увеличенным межэтажным перекрытием, с возможностями перепланировок и т.д.

Поскольку ставится задача четко отделять общественную зону и придомовую территорию,  планируются проходные подъезды, в таком случае жильцам, чтобы попасть во двор дома, не придется выходить на улицу и обходить дом. Кстати, в предложенной концепции допускается въезд автомобилей во дворы. Квартиры в комплексе проектируются более просторными, улучшенной планировки, увеличивается высота потолков. В таких домах закладываются возможности перепланировок, современные инженерные решения и т.д. Фирма предложила свой  вариант, как размещать кондиционеры, чтобы они не портили фасады зданий.

Тем не менее было сделано и немало замечаний. Например, Андрей Боков, президент Союза архитекторов России, сказал, что нередко под видом обновленных серий предлагаются старые идеи,  как бы закамуфлированные обилием цветовых решений, нагромождением балконов и т.д. Ряд серьезных замечаний высказал Юрий Григорян, руководитель бюро «Проект «Меганом»,  и другие члены Архсовета.

Основные претензии таковы: при выбранных конструктивных решениях ограничиваются возможности при отделке фасадов, будущим жильцам будет затруднительно провести перепланировку, прежде всего   при соединении нескольких квартир в одну, толщина межэтажных перекрытий (160 мм) вряд ли позволит значительно улучшить звукоизоляцию в доме. Еще одно пожелание связано с падением спроса на покупку жилья и возрастанием спроса на его аренду. При планировке квартир необходимо учитывать, что их можно будет сдавать в аренду, а аренда подразумевает несколько иные требования, чем жилье для постоянного проживания. Не смогли разработчики вразумительно ответить, как убирать снег с плоских крыш так называемых переменных балконов. Они разбросаны по фасаду зданий на разных уровнях и действительно, как убирать с их крыш снег, непонятно. Если только просить соседей с верхних этажей поработать лопатой.

Меньше замечаний было по предложениям Нарофоминского ДСК. Во-первых, здесь остановились на проектах ширококорпусных домов также с проходными подъездами. Во дворы закрыт доступ для автомобилей. В проектах решаются проблемы передвижения для маломобильных групп населения. По словам разработчиков, массивные угловые секции позволяют решить проблемы размещения лоджий, а также исключить возможности протечек и потери тепла. Применение крупноразмерного утеплителя и финишная отделка фасадов мокрой штукатуркой позволяет  убрать швы – одну из главных бед старых серий. Впрочем, и к нарофоминцам были претензии. Однако члены Архсовета уверены, что при рассмотрении уже конкретных проектов разработчики учтут замечания.

А куда девать автомобили?

Ряд критических замечаний сделал Ханс Штимман – единственный иностранный член Архитектурного совета Москвы, бывший главный архитектор Берлина. Один из его вопросов: куда разработчики проектов предлагают ставить автомобили будущих жильцов и их гостей? В предлагавшихся сериях домов теоретически возможны подземные парковки, но на практике, судя по конкретным проектам, их не собираются строить. На красивых рисунках, представляющих новую застройку,  кое-где нарисованы, скорее для антуража, один – два автомобиля, а куда девать будут остальные, удивлялся герр Штимман. Почему-то на этот его вопрос не было дано внятного ответа.

В этой связи вспоминается одно из заседаний московского правительства, когда мэром был Юрий Лужков. Юрий Михайлович в то время увлекся идеей строительства в Москве подземных паркингов. Он тогда заявил, что пройдет несколько лет и ни одно новое здание или сооружение в столице не будет приниматься без подземных гаражей. Что это вполне реально, доказал опыт многих городов мира. В частности, Ханс Штимман в коротком интервью, состоявшемся после заседания Архсовета, сказал, что в Германии сегодня практически ни одно многоэтажное здание не строится без подземных парковок. Они располагаются либо в подземной части самих зданий и сооружений или рядом под дворовой территорией. Эти технологии активно осваивают китайские строители. По мнению специалистов, строительство подземного гаража удорожает объект где-то на 6 – 8%, причем эти расходы не ложатся на стоимость квартир, поскольку гаражи продаются отдельно. У нас же в стране наличие подземного гаража до сих пор считается признаком элитного жилья. В итоге горожанам некуда ставить автомобили, они заполоняют улицы, затрудняя движение, провоцируя пробки.

Кроме того, немецкий архитектор считает упущением, что у нас не используются в эксплуатации плоские кровли многоэтажек. В Германии квартиры на верхних этажах дороже, но пользуются большой популярностью, поскольку из них есть выход на собственный участок кровли, который используется как дополнительная площадь для отдыха.  

Впрочем, Ханс Штимман – принципиальный противник панельного домостроения. По его словам, в Германии отказались от таких технологий уже более 20 лет назад. У панельного домостроения один плюс: оно дешевле, чем, например, монолитное  или кирпичное. Но в остальном панельный дом проигрывает. Если срок эксплуатации монолитного или кирпичного дома 100 лет, то панельного – максимум 50. В таких домах, как правило, короче межремонтные сроки, часто возникают проблемы с межпанельными швами,  навесными  фасадами и т.д. В Германии сейчас все большую популярность набирают идеи однослойного строительства. Там считают, что раз человечество пока не придумало идеального утеплителя для жилья, лучше обходиться без него, поэтому здесь в основном строят из монолита, широкоформатного кирпича, дерева.

Впрочем, в Финляндии около  90 % многоквартирных домов строится из панелей. Но там постоянное внимание уделяется совершенствованию технологий, качеству строительства. Москва пошла по этому пути. Будем надеяться, что наши строители заимствуют и финское отношение к качеству строительства.  

 

Надежда ЗИМИНА

 

Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Анонсы
11 июля. Москва. TRIUMPH EVENT HALL
Форум «ИНДУСТРИЯ 4.0 Дороги, мосты, тоннели» и Национальная Премия «Дороги России»
• • •
16 июля. Москва. Конгресс-центр Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации
Интеграционный форум «Власть и бизнес - строим будущее вместе: комфортная и безопасная среда для жизни к 2030 году»
• • •
8 августа. Москва.
V Строительный форум-выставка «Индустрия 4.0»
• • •
20 сентября. Санкт-Петербург, гостиница «Космос Прибалтийская»
XV Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс
• • •
1-4 октября. Екатеринбург.
IV Международный строительный чемпионат и XI Международный форум и выставка 100+ TechnoBuild
• • •
21-25 октября. Москва. Центр международной торговли
Московский Международный жилищный конгресс-2024
• • •
5 по 8 ноября. ЦВК «Экспоцентр»
Выставка MITEX 2024
• • •
13-15 ноября 2024 г., Москва. Отель Marriott Imperial Plaza
Международный строительный форум «АРКТИКА»
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо