ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Общественный совет Минстроя проводил Стратегию-2035 и поговорил о кадрах и деньгах
15.02.2021
Власть

Общественный совет Минстроя проводил Стратегию-2035 и поговорил о кадрах и деньгах

Заседание Общественного совета Минстроя России 5 февраля было итоговым – сформированный в июне 2020 года Совет столь активно приступил к работе, что отчет комиссий затянулся больше, чем на 2 часа.

Новый состав Общественного совета Минстроя России оказался чрезвычайно активным и разносторонним – за полгода было проведено почти 50 заседаний, на которых обсудили более 130 насущных вопросов. 35 человек, входящие в 16 комиссий, и более 500 экспертов из 18 экспертных групп выстроили работу по самым главным направлениям развития строительной отрасли – от BIM-технологий и ценообразования до подготовки кадров и жилищной политики. Эти достижения и были представлены на итоговом заседании Совета.

При этом главная интрига заседания явно не задалась – первый вопрос повестки дня, посвященный обсуждению проекта Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года, закрылся, не начавшись. Напомним, что Российский Союз строителей практически в инициативном порядке в конце 2020 года восстановил работу над проектом Стратегии развития строительной отрасли, которая с марта 2020 года лежала в Минстрое России без движения. За это время появились новые указы президента России, поменялись цели и показатели нацпроектов, так что документ нужно было радикально менять, тем более, что поручение председателя правительства на этот счет никто не отменял.

Рабочая группа по главе с вице-президентом РСС Анваром Шамузафаровым переработала предыдущий вариант Стратегии и представила новый документ в Минстрой России. Представители профсообщества принимали в этом процессе весьма активное участие. Однако документ, который обсудили и в комиссиях Общественного совета,  вызвал крайне негативную реакцию со стороны председателя комиссии по жилищной политике Надежды Косаревой. Особенно ярко этот негатив проявился на экстренном заседании комиссии, когда большинство ее членов и экспертов призвали в таком виде документ не принимать. В итоге решение должно было быть принято на заседании Общественного совета 5 февраля.

Однако председатель ОС Сергей Степашин заявил, что обсуждение этого документа стало неактуальным, поскольку в недрах аппарата Правительства готовится совершенно иной документ, который также называется Стратегией развития строительной отрасли до 2030 года. Там своя рабочая группа, своя идеология и совершенно иное построение документа как такового. Поэтому наработки Российского союза строителей, конечно же,  будут переданы вице-премьеру Марату Хуснуллину, и весь центр работы теперь смещается в «Белый дом».

Кстати говоря, определенная логика в этом есть – сейчас в правительстве формируется единая стратегия социально-экономическорго развития России, и совершенно очевидно, что строительство во всех его аспектах должно быть частью этого документа. Поэтому вопрос о минстроевской Стратегии, видимо,  можно считать закрытым.

Где кадры, Зин?!

О чем же шла речь в отчетах руководителей комиссий ОС? Если коротко – о двух самых главных составляющих любой стройки: кадры и деньги. И какую область строительства ни затронь – то кадров нет, то денег не хватает.

Нужно сказать, что  кадровая проблема в отрасли заключается не только в нехватке 200 тысяч рабочих рук иностранного происхождения – здесь-то решение проблемы очевидно, хотя и довольно затруднительно: нужно открыть границы со странами СНГ и наладить подвоз мигрантов-строителей. О том, как это сделать, чиновники говорят, как минимум, с лета прошлого года, однако воз и мигранты и ныне там.

И, заметим, что об эту ситуацию разбилась легенда о том, что мигранты-де отобрали у россиян работу на стройках и заняли такие заманчивые рабочие места. Увы! Российские граждане, даже стоя на бирже труда за три копейки, в строительство не ринулись – ни каменщиками, ни подсобниками. И это при том, что оплата рабочих на стройке выросла чуть ли не в два раза. Так что дело не в занятых рабочих местах, а в нежелании россиян работать на стройке в принципе. Видимо, нужно возвращаться к истокам и доказывать молодежи, что строитель – это звучит гордо. Ну, или по крайней мере, денежно. Председатель комиссии ОС по профессионального образования Ефим Басин предложил ряд мер, которые могли бы подвигнуть молодежь идти в строительные вузы и колледжи – в том числе, принимать туда в приоритетном порядке победителей профессиональных строительных конкурсов. Однако самая главная задача – привести выпускников на стройку, потому что сейчас до нее добирается не более 24%. В этой ситуации строительной отрасли и руководителям строительных компаний нужно, видимо, посмотреть на себя и понять, почему эта профессия стала настолько непрестижной.

Еще одна кадровая проблема постепенно формируется и в части подготовки инженерных кадров – Болонская система не позволяет, по словам Ефима Басина, подготовить нормальных специалистов, через 4 года из вузов выходят недоинженеры, которых нужно всему учить. Правда, почему студенты за 4 года ничему не научились, а за 5 у них есть шанс все узнать – до сих пор непонятно, дело, видимо, в программах обучения, а не в количестве учебных часов. И, видимо, прав глава Минстроя России Ирек Файзуллин, когда заметил, что дело не в том, что строительные вузы и колледжи подчинены Минобразования, а не Минстрою, а в том, чтобы выставить со стороны отрасли к этим учебным заведениям конкретные требования по уровню подготовки специалистов. «Отраслевая наука, дипломы, диссертации должны быть реальными и нужными отрасли», - заявил он. А сейчас отрасли не хватает тысяч квалифицированных инженеров, и из-за границы их точно не завезти.

Да и с профессиональным уровнем инженерного состава, который уже много лет работает на стройках, тоже далеко не все в порядке – повышение квалификации последние 20 лет вылилось в массовую покупку «корочек на предъявителя». Внутренние требования к специалистам имеет минимальное количество строительных компаний, так что на большинстве строек работают инженеры среднего звена, которые не могут подтвердить соответствие своих знаний реалиям XXI века. То же самое относится и к проектно-изыскательскому сообществу. По словам президента НОПРИЗ Михаила Посохина, часто нельзя даже установить, кто проектировал объект и есть ли у этого проектировщика соответствующее образование.

Выход и Михаил Посохин, и Ефим Басин, а вместе с ними НОПРИЗ и НОСТРОЙ видят во введении обязательной независимой оценки квалификации – сначала специалистов, внесенных в Нацреестр и отвечающих за организацию строительства, а затем и всех остальных инженеров и рабочих. Без этой меры поднять уровень профессиональной подготовки строителей они считают невозможным. Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму и планируется к принятию уже в весеннюю сессию-2021. Весь вопрос в том, сумеет ли отрасль наладить не только процесс независимой оценки квалификации, но и реальную подготовку строителей для прохождения этого экзамена. И – если говорить о деньгах – во что это выльется каждой конкретной строительной компании. Пока таких расчетов никто не производил, но понятно, что в масштабах страны это миллиарды рублей, которые затем лягут на стоимость строительства.

И последний «кадровый»  момент, который вскользь упомянул председатель Комиссии ОС по цифровизации сторойотрасли Михаил Викторов: не просто нехватка, а тотальный дефицит BIM-специалистов. Их настолько мало, что компании активно перекупают их друг у друга, а зачастую и просто не могут найти. На вузы пока надежда слабая – даже если они вдруг все откроют у себя нынешней осенью соответствующие кафедры и специализации, то первые BIM-инженеры появятся только через 4 года, да и то это будет 100-200 человек на всю страну. И покупкой «корочек» эту кадровую проблему не решить – тут не корочки нужны, а знания.

Поговорим о  вечном – о деньгах…

Как уже говорилось выше, вторая главная проблема отрасли – это деньги. Их всегда мало, сколько бы сюда не вкачивалось бюджетных и инвестиционных средств. Причем нужно всюду и одновременно.

Так, для замены к 2024 году запланированных 144 тысяч старых лифтов необходимо выделить 360 млрд рублей, причем большую часть должны выделять и без того дефицитные региональные бюджеты. Лифтовики искренне надеются, что все эти деньги уйдут на закупку лифтов отечественного производства и позволят поддержать спрос на российскую продукцию.

Денежными проблемами можно объяснить и тот факт, что в России практически отсутствует ипотечное кредитование индивидуального жилищного строительства. Тут уже банки не готовы выкладывать средства за объект с неясным титулом земельного участка, индивидуальным проектом и туманными перспективами реализации этого предмета залога. Не понимают банкиры, и как кредитовать потенциальные поселки, строящиеся индустриальным способом, - единственный проект на всю Россию выполняется в ручном режиме усилиями ДОМ.РФ и комиссии по индивидуальному жилищному строительству ОС под руководством Олега Бетина. Хотя нужно отметить, что наши граждане безо всяких усилий и помощи со стороны государства, а вернее, при полном его игнорировании за свои средства и своими силами построили в 2020 году столько же жилья, сколько и поддерживаемые правительством, банками и инвесторами застройщики МКД. Парадокс, так сказать!

О деньгах и о ценах на строительство говорил и председатель комиссии по ценообразованию Антон Глушков: НОСТРОЙ под его руководством активно занялся взрывным ростом цен на металл – по некоторым позициям он доходит до 100%.  Поскольку строительство – одна из самых металлоемких отраслей, рост себестоимости строительства может составить 7-10%, а это при нынешнем тяжелом положении большинства строительных компаний приведет к массовым банкротствам и срыву госзаказа. Уже сейчас 35% госконтрактов на торгах остаются невостребованными, а если не решить, каким образом можно проиндексировать удорожание строительства по уже заключенным договорам, строители еще больше охладеют к госзаказу (О развитии темы читайте в рубрике «Тема номера» - Ред.).

В кредитование застройщиков и собственников арендного жилья упирается и многолетнее поручение президента России о формировании рынка арендного жилья. Однако при нынешней экономической и правовой ситуации ни один инвестор и ни один банк не вложится в проект с 20-летним сроком окупаемости без мощных государственных гарантий. Да и с ними, зная наше государство, далеко не каждый инвестор согласится зайти на этот рынок. Так что пока Виталию Мутко и ДОМ.РФ остается гордиться пятью арендными домами на всю Россию. Ни о какой социальной арене в этой ситуации говорить, конечно, не приходится.

В целом же заседание Общественного совета Минстроя России прошло весьма оптимистично, с хорошими показателями и планами на будущее. Новый год, новые законы и новое время покажут, насколько этим планам суждено сбыться.

Лариса Поршнева

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо