Парламентский центр – между будущим и прошлым
Напомним, что в финал конкурса вышли три компании: мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», ООО «Стройгазкомплект» Ланфранко Чирилло и «Моспроект-2» Михаила Посохина. В первом туре «Моспроект-2» набрал самое большое количество баллов.
Русский Капитолий
Проект Парламентского центра, представленный мастерской «Евгений Герасимов» и партнеры, выдержан в классических традициях зданий подобного типа, получивших самое яркое воплощение в здании Конгресса США и потом разошедшихся не только по столицам государств Латинской Америки, но и по самим Соединенным Штатам.
Огромное здание с высоким центральным куполом, двумя крыльями, колоннадами и парадным подъездом можно встретить, помимо Вашигтона, в столицах Аргентины, Кубы, Доминиканской Республики, Гаити, Индии и в других странах мира. Однако весь мир знает только «оригинал» - американский Капитолий, символ американской демократии. Поэтому тем более странно предложение построить еще один «американский типовой проект» в России, а тем более, для российского Федерального Собрания. Вряд ли российские парламентарии захотят получить здание, которое будут путать с Конгрессом США, отказывая ему в уникальности и узнаваемости.
Что касается функциональных особенностей проекта Евгения Герасимова, то здесь мы видим много огромных парадных холлов, переходов, галерей в ущерб рабочим помещениям. Центральный купол здания высотой 75 метров, размещенный над парадным холлом, фактически пустой, в нем предлагается построить стеклянный лифт, который будет доставлять посетителей на верхние этаж и смотровые площадки.
При этом совершенно непонятно, как посетитель поймет в этом огромном парадном холле, куда ему идти и где расположена каждая из Палат. И, кстати, невероятная толчея здесь практически обеспечена – ведь через него должны пройти на свои рабочие места несколько тысяч человек, не считая посетителей и экскурсионных групп. Это будет ежедневный муравейник, где сталкиваются все со всеми. А освещение и обогрев огромных помещений делают этот проект весьма затратным при эксплуатации и нерациональным для использования.
Разделенный Парламент
Еще более далек от поставленной задачи, по мнению ряда экспертов, проект, разработанный ООО «Стройгазкомплект» Ланфранко Чирилло. В нем нарушен сам принцип объединения обеих Палат Федерального Собрания в одном комплексе, как это было предложено сделать участникам конкурса. Фактически, итальянский архитектор предлагает построить не Парламентский центр, а Парламентский городок, состоящий из нескольких зданий в псевдорусском стиле – эдакий китч русской архитектуры ХIX века, удивляющий обилием зеленых крыш, открытых площадей и переходов.
Композиционно-планировочная структура проекта не выдерживает никакой критики. Так, здание Государственной Думы является отдельным законченным произведением, никак не связанным со всем остальным. В нем есть осевой купол, как традиционно было во всех зданиях такого назначения по всему миру, и есть два маленьких купола справа и слева, наводящих на мысль, что именно там находятся Палаты Федерального Собрания. Однако это совсем не так! Здание Совета Федерации придется поискать, потому что посетители, перемещаясь по участку, попадают сначала к медицинскому блоку с бассейном и вспомогательными помещениями, затем пересекают большую открытую площадь, и только за этой площадью, на самом краю участка, «на выселках» стоит как подчиненное всему остальному комплексу здание Совета Федерации. Фактически, Верхнюю Палату Федерального Собрания задвинули на задворки, и найти ее без подсказки практически невозможно!
Возникает закономерный вопрос: как осуществляется связь между этими зданиями? Она, действительно, есть, но находится на подземном этаже и довольно трудно реализуема, потому что расстояние, которое должен пройти парламентарий или посетитель от одного комплекса до другого, непомерно велико.
Вот эта запутанность архитектурной композиции и планировочных решений, излишняя помпезность внутренних дворов и немыслимая затратность в финансовом плане по строительству связующего подземного этажа, который непонятным образом сочетается с гаражом, делает этот проект с точки зрения функциональности помещений абсолютным аутсайдером. Не говоря уже о том, что все эти огромные пространства необходимо освещать и обогревать, а значит, не только строительство, но и эксплуатация этого комплекса будут непомерно дорогими.
Евразийский стиль – новое слово в архитектуре
Наиболее близко к идее создания уникального Парламентского центра подошла мастерская «Моспроект-2» во главе с Михаилом Посохиным. Их проект, действительно, не похож ни на одно здание в мире и запоминается с первого взгляда. Михаил Посохин решительно отошел от традиционного построения зданий подобного типа – с центральным куполом, портиком и колоннадами, как это было принято в XIX веке. По его собственным словам, новое здание Парламентского центра должно вобрать в себя лучшие традиции русской архитектуры и в то же время быть устремленным в будущее, не устареть не только в XXI, но и в XXII веке.
Архитектурная концепция комплекса фактически визуализирует положения российской Конституции о Федеральном Собрании: две Палаты с уникальными функциями, объединенные общей задачей создания законодательных основ Российского государства. Композиция состоит из двух объемов, объединенных единым стилобатом, которая позволяет иметь отдельные здания Совета Федерации и Государственной Думы, каждое со своим курданером и парадным входом. А в объединяющей башни стилобатной части разместится библиотека Федерального Собрания и помещения специального назначения для приезда руководства страны.
При этом архитектура решена в современных формах, но имеющих весьма необычную направленность. Михаил Посохин даже ввел новый термин для своего стиля – русско-евразийская архитектура. Этот стиль должен представлять новый этап развития России как государства многонационального, многоконфессионального и объединяющего народы как западной, так и восточной части России. Поэтому здание Совета Федерации имеет при всем единстве композиции, одно решение, а здание Государственной Думы – совершенно другое. Таким образом, посетители с первого взгляда могут понять, где расположена каждая из Палат.
И последний момент: цена реализации проекта Михаила Посохина гораздо ниже, нежели проекты, предложенные его соперниками. Особенно дорог в реализации проект Ланфранко Чирилло, ненамного дешевле проект Евгения Герасимова. Кстати говоря, Герасимов и Чирилло предпочитают вообще не отвечать, в какие деньги обойдется их проект. Ясно одно – очень дорого.
В проекте Михаила Посохина все предельно ясно по функциям, гармонично по облику, компактно и рационально с точки зрения и строительства комплекса, и, что самое главное, его эксплуатации. В случае реализации этого проекта парламентарии получат удобные, современные помещения для работы, а Россия – еще одно уникальное здание, которое способно стать одной из визитных карточек страны.
Евгений Харламов