ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
РАСК: закон о стройподряде <br />
все также далек <br />
от совершенства
27.06.2015
Экономика

РАСК: закон о стройподряде
все также далек
от совершенства

Системные неувязки второй версии законопроекта о стройподряде не преодолены

6 мая 2015 года на общественное обсуждение была вынесена вторая редакция проекта ФЗ «О строительном подряде для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных юридических лиц». В новой редакции не были учтены замечания экспертного сообщества, а также замечания Министерства строительства и ЖКХ, изложенные в письме Национальному объединению строителей за подписью заместителя Министра Юрия Рейльяна.

Поправки только ухудшили законопроект

Во второй версии законопроекта остались непроработанными большинство замечаний к первой части. Внесенный ряд изменений не улучшает данный проект и увеличивает его отрицательное воздействие на сферу строительства.

Одним из таких негативных моментов стало внесенное изменение, согласно которому теперь информацию для декларации о квалификации готовит сам участник закупки, а затем она утверждается саморегулируемой организацией, в которой он является членом. Саморегулируемая организация при необходимости имеет право, но не обязанность, проверить предоставленную ей информацию. Декларация о квалификации участника закупки готовится на каждый отдельный конкурс, в котором он собирается принять участие, и определяется в строгом соответствии с ПСД, размещенной в данном конкурсе. Определять данное строгое соответствие должны органы СРО, а наличие у СРО квалифицированных специалистов, способных выполнять поставленную задачу, вызывает сомнение.

Еще одной серьезной проблемой стало то, что декларация о квалификации участника закупки, утвержденная СРО, является исчерпывающим документом, подтверждающим квалификацию участника в рамках выполнения работ, объявленных в конкурсе. Заказчик не имеет права требовать иных подтверждений квалификации у участника закупки. Заказчик имеет право проверить его квалификацию только после завершения процедуры закупки и заключения договора на выполнение строительных работ. В случае выявлении несоответствия квалификации контрагента, заявленной в декларации, заказчик имеет право расторгнуть договор и уведомить о выявленном несоответствии СРО и Национальное объединение саморегулируемых организаций. СРО в данном случае никакой ответственности не несет.

Такой порядок проверки квалификации участников конкурса со стороны заказчика является абсурдным, так как значительно повышает риски по увеличению расходов заказчика в случае выявления несоответствия квалификации исполнителя проектно-сметной документации. Данная ситуация может привести к срыву сроков реализации объекта и увеличить расходы заказчика на повторную процедуру осуществления закупки. В условиях несвоевременности финансирования большого числа государственных организаций из различных уровней бюджетной системы это может привести к неосвоению бюджетных средств в конкретном финансовом году, а также к снижению эффективности их использования.

В рамках законопроекта СРО за нанесение ущерба в связи с недостаточным уровнем квалификации исполнителя будет нести субсидиарную ответственность, где источником финансовых средств покрытия ответственности является компенсационный фонд. При этом в законопроекте не определен порядок выплаты при наступлении подобного случая и размер возмещения. Учитывая стоимость некоторых государственных контрактов, размеры компенсационных фондов и ограниченное число прецедентов по выплатам из них, данное положение законопроекта представляется нереализуемым на практике.

Новации ради новаций?

Вводится новая форма проведения государственных закупок – «Конкурентные переговоры». В ходе проведения переговоров заказчика с каждым из исполнителей могут вестись обсуждения в отношении любых требований заказчика и любых предложений участника касательно условий выполнения работ, условий и формы договора, условий и порядка привлечения участником субподрядчиков. Данная форма проведения государственных закупок значительно увеличивает возможные риски развития коррупции в системе госзаказа.

Предлагается ввести обязательное банковское сопровождение по отдельным конкурсам, а также страхование объектов строительства по контрактам, превышающим 10 млн руб. Данная дополнительная финансовая нагрузка может ударить по малому и среднему бизнесу, отразиться на качестве и сроках строительства, а также может привести к удорожанию объектов строительства, по нашей оценке, на 5-6% от первоначальной цены контракта. Кроме того, в законопроекте нигде не прописаны требования к самим банковским и страховым организациям, что в случае их банкротства может привести к потерям заказчика и исполнителя. Таким образом, если и вводить дополнительные меры по страхованию и банковскому сопровождению, то в первую очередь необходимо прописать и регламентировать как требования к банковским и страховым организациям, так и порядок заключения подобных услуг.

В рамках законопроекта предполагается распространение его норм только на строительство, без учета отрасли проектирования и инженерных изысканий, что может отрицательно сказаться при практическом осуществлении государственных закупок. Один объект строительства придется дробить на несколько конкурсов, проведение которых регламентируется отдельными федеральными законами. Такая система приведет к недостаточности финансирования проектных и изыскательских работ, так как выделение денежных средств на данные конкурсы будет проводиться по остаточному принципу, что нанесет непоправимый удар по всей отрасли.

Новые законы или рейтинг?

Опыт практического применения действующего законодательства в сфере государственных закупок показал, что назрела необходимость его корректировки с целью учета индивидуальных особенностей государственных закупокв сфере строительства. Осуществление госзакупок по данным видам деятельности в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые не учитывают всей специфики строительной отрасли, выявили ряд неустранимых проблем: необоснованный демпинг, некачественное строительство, неэффективность государственных расходов.

Решение этой проблемы может быть осуществлено как внесением изменений в действующие федеральные законы, так и принятием новых постановлений Правительства РФ. При этом главные задачи должны быть связаны с конкретными целями: повышение конкуренции, увеличение эффективности расходования бюджетных средств, повышение качества строительства, устранение коррупции и иных злоупотреблений в сфере государственных закупок, распространение действия изменений на все виды деятельности в строительстве (изыскания, проектирование, строительство). Концепции, изложенные в законопроекте НОСТРОЙ «О строительном подряде для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных юридических лиц», осуществить реализацию данных целей на сегодняшний момент не позволяют.

Считаем, что самым действенным способом, позволяющим повлиять на эффективность закупочной деятельности в строительстве можетстать внедрение системы независимых отраслевых рейтингов. Использование независимых рейтинговых оценок – распространенная международная практика при выборе контрагентов. Внедрение процедуры аккредитации рейтинговых агентств при Минстрое России, по нашему мнению, позволит не допустить «коммерциализацию» рейтингования и обеспечит сопоставимость оценок рейтинговых агентств. Кроме того, данная мера позволит обеспечить достоверность и полноту отражения информации, связанной как с квалификацией конкретного участника закупки, так и с оценкой его деловой репутации.

С полной версией комментария РАСК к новой редакции можно ознакомиться по ссылке - http://rask.ru/upload/iblock/9a8/kommentarii-rask-k-zakonu-o-stroypodryade.pdf

Материал подготовлен Аналитическим департаментом «Рейтингового агентства строительного комплекса»

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо