Ассоциация «НОИЗ»: новый формат для решения глобальных задач
- Николай Николаевич, несколько дней назад появилась информация, что Вами и Вашими коллегами создано Национальное объединение изыскателей - опять. Чем была вызвана необходимость создания нового Нацобъединения под старым названием и чем Вас не устраивает объединенное Национальное объединение проектировщиков и изыскателей. Или Ваша Ассоциация будет дополнением к НОПРИЗ?
- Идея создания добровольного Нацобъединения изыскателей – НОИЗа – родилась 21 ноября 2014 года, в тот же самый день, когда был реорганизован или ликвидирован «старый» НОИЗ. Сразу после XII Съезда Национального объединения изыскателей собрались руководители большинства изыскательских СРО, обеспокоенные этой ситуацией, и была высказана идея о создании новой площадки, на которой будет слышан голос изыскательского сообщества, в том числе, и для НОПРИЗа, где на 40 изыскательских СРО приходится 194 проектных. Эта идея в тот момент была горячо поддержана руководителями большинства изыскательских СРО, и коллеги поручили мне проработать вопрос устава и регистрации данной Ассоциации.
Мы два месяца работали над уставом, потом разослали его во все изыскательские саморегулируемые организации, собрали и учли замечания, работали с Минюстом, и вот в 21 мая 2015 года наша Ассоциация была зарегистрирована. Сейчас мы сформулировали первоочередные задачи НОИЗа, запустили его сайт и занимаемся формированием Ассоциации.
- Но у изыскателей и так много своих общественных площадок – это и НОПРИЗ, и Национальное объединение изыскателей (НОИ), которое создал Сергей Афанасьев, и Союз изыскателей Михаила Богданова. Зачем нужна еще одна?
- Что касается НОИ, мы видим стремление защищать интересы изыскателей, но пока еще не совсем понимаем как будет строиться деятельность этого объединения. Союз изыскателей Михаила Богданова - это совсем другая концепция, здесь речь идет о союзе физических лиц, изыскателей, имеющих специальное образование и значительный подтвержденный стаж работы. Это очень хороший и правильный формат, широко применяемый в мировой практике, но ,в нашей стране регулируется деятельность юридических лиц, а не физических (пусть и профессионалов), что ограничивает возможности такого объединения.
Если говорить о НОПРИЗе, он действует в соответствии с Градостроительным кодексом, где сказано, что Нацобьединение СРО создается конкретно в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, а не для представления и защиты интересов компаний – членов СРО. То есть, сами изыскательские компании опять остаются в стороне. Со своей стороны, мы надеемся на консолидацию всех здоровых сил, включая эти и любые другие отраслевые союзы и объединения.
Между тем существует целая изыскательская отрасль, в которой больше 10 тысяч организаций. В эти 10 тысяч компаний входят порядка 120 тысяч дипломированных специалистов - инженеров, а всего в изыскательской деятельности задействовано около 300 тысяч человек. Среди них есть еще производители техники и оборудования для инженерных изысканий, есть научные и образовательные учреждения, связанные с инженерными изысканиями в строительстве. И вот это большое сообщество не имеет объединяющей общественной организации. Мы решили ликвидировать этот пробел и создать такую площадку для объединения всего спектра изыскательского сообщества. Так что это не повторение старого НОИЗа, а новая организация, дополняющая палитру существующих общественных организаций в области изысканий.
- Чем же займется новый НОИЗ?
- Мы уже подготовили проект 12 приоритетных задач нашей Ассоциации, на которых хотелось бы сконцентрироваться в первую очередь. Первая задача – это формирование у власти устойчивого понятия «отрасль инженерных изысканий». Роль инженерных изысканий занижена до предела – бывают ситуации, когда проектировщики проектируют, а строители строят на основании неполных или просто фальшивых изысканий, не придавая этому должного значения, что, безусловно приводит к снижению качества возводимых объектов.
Трагические события техногенного характера происходят в нашей стране все чаще и чаще. Посмотрите, буквально вчера в очередной раз затопило Сочи, мы еще помним трагические события в Крымске и на Дальнем Востоке. Незначительная экономия на инженерных изысканиях в рамках строительных проектов ( 1-2% от стоимости!) приводит к трагическим последствиям и огромным финансовым затратам на ликвидацию последствий такой экономии. За последние 15 лет стоимость проектных и строительных работ значительно выросла, а стоимость изыскательских работ только снижалась. И это вызывает закономерный вопрос – за счет чего? Путем снижения качества инженерных изысканий, выполнения неполного комплекса работ, откровенного фальсифицирования результатов изысканий? Или за счет каких-то новаций о которых никто не знает? Ответ – очевиден.
Так что одной из глобальных задач Ассоциации «НОИЗ» будет противодействие попыткам нивелирования роли инженерных изысканий, что может привести к катастрофическому снижению надежности и качества строительства.
Хочу еще добавить, что многие наработки, начатые «старым» НОИЗом и не доведенные до конца, имеют очень важное значение для изыскателей. Вот пример: 93% изыскательских организаций – это представители малого, среднего или микробизнеса (остальные – это, как правило, строительные и проектные организации, имеющие допуск на изыскания). При этом существующие подходы к закупкам фактически отрезают изыскателей от объемов работ, потому что закупки происходят либо на комплекс проектно-изыскательских работ, либо целиком на строительство объекта. Отдельно изыскания фактически не торгуются – по нашим данным это около 7%. В НОИЗе была инициатива введения новых ОКВЭДов по инженерным изысканиям, предложения, чтобы изыскания торговались отдельно и изыскатели получили бы доступ к своей работе. Нужно довести эту работу до конца – теперь уже в рамках НОПРИЗа. Мы будем этого добиваться.
Незаслуженно канула в лету концепция развития изыскательской отрасли до 2020 года, разработанная еще в бытность «старого» НОИЗа. Да, наверно она уже устарела, но над ней работали специалисты, она прошла ряд согласований в министерствах, ее можно взять за основу и доработать. Сейчас в НОПРИЗе выделяются средства для разработки стратегии изыскательской отрасли – хочется верить, что она будет разработана в кратчайшие сроки и начнется ее реализация. Не совсем понятна ситуация с созданием фондов инженерных изысканий - у НОИЗ были существенные наработки в этой области- надеемся, НОПРИЗ доведет эту работу до конца с учетом интересов изыскателей.
Также в НОИЗе, лично мной, была разработана форма типового государственного контракта на инженерные изыскания, который мог бы оградить изыскателей от кабальных условий договоров (не реальные сроки, размытость и возможность неоднозначной трактовки заданий, драконовские пени и штрафы, отсутствие нормального финансирования работ и пр..), особенно при выполнении работ в интересах естественных монополий и крупных компаний с существенным государственным участием. Нужно вернуться к этому вопросу - типовой контракт необходим, его обязательно должны придерживаться и крупные заказчики и в нем должны быть пункты, которые будут защищатьв том числе интересы изыскателей.
Изыскания - сложная и наукоемкая отрасль, здесь работают специалисты более 40 специальностей, она сопряжена со всеми тяготами полевых работ в различных погодных и климатических условиях, с применением сложнейшего дорогостоящего и высокотехнологичного оборудования (электронные тахеометры, лазерные сканеры, спутниковые GPS-приемники, георадары, сейсмостанции, буровые установки и установки зондирования и много- много другого…не перечислишь). Результаты инженерных изысканий – это фактически научный труд, с полным набором данных для принятия верных проектных решений, прогнозами и рекомендациями. Нужны меры по государственной поддержке техперевооружения, по повышению престижа профессии, льготы по налогообложению.
Необходимо реформирование нормативной базы, но и в этом тоже должны участвовать профессионалы. А сейчас проекты нормативных документов, которые выносятся на обсуждение, порой не выдерживают никакой критики.
Следующий момент – это кадры: практические навыки выпускников вузов по нашим специальностям не совсем соответствуют ожиданиям работодателей. Их приходится обучать всему, что нужно компании в реальном производстве, а система повышения квалификации практически не работает - «корочки» о повышении квалификации просто продаются за несколько тысяч рублей. Нужно выработать нормальные программы для вузов, и сделать это можно только на прямой связи министерства, работодателя и вуза. Я, как директор изыскательской компании, могу сформулировать какие мне нужны специалисты, с какими профессиональными навыками. Одна из задач ассоциации – сформировать систему прямого квалификационного запроса от компаний к вузам.
Кроме того, мы заложили возможность участия в нашей Ассоциации производителей всего спектра оборудования для изыскателей, техники, программного обеспечения, а главное, научных и образовательных учреждений. Пусть изыскатели расскажут, какие им нужны специалисты, какая техника, с какими характеристиками, какой программный продукт и так далее. В общем, НОИЗ - это площадка, на которой мы могли бы обсуждать все вопросы и запросы реального сектора.
- Ассоциация – это добровольная и некоммерческая организация. Каким образом Вы собираетесь привлечь специалистов для работы? Поправки, фонды, типовые контракты – всем этим нужно заниматься на постоянной основе. Кто будет это делать?
- Все вопросы, о которых я говорил, требуют государственного решения. Мы готовы подключиться к этому как экспертное сообщество, давать предложения, готовить проекты, ставить задачи. На самом деле, есть много людей, чей опыт и знания можно использовать, но для этого нужно организовать процесс. Уже сейчас, силами членов Ассоциации, при поддержке комитета ТПП по предпринимательству в сфере строительства начата работа по подготовке проекта СП «Применение методик лазерного сканирования для выполнения проектно-изыскательских работ». Кроме того, мы планируеморганизовать семинары, конференции, обсуждения самых острых проблем отрасли. Считаем, что консолидированное мнение профессионалов будет востребовано.
Идет формирование Совета НОИЗ, Научно-технического совета и секций - все организации и профессионалы отрасли могут выдвинуть своих кандидатов в Совет и на должность Председателя, в состав НТС и комиссий. На общем собрании мы утвердим приоритетные задачи, сформируем структуру Ассоциации. И каждая организация, каждый эксперт-профессионал в зависимости от своей специализации, сможет участвовать в работе секций и готовить проекты документов, предложения, экспертные мнения, заключения.
- Что Ассоциация сможет дать организациям – членам НОИЗа?
- Мы считаем, что сможем сформировать определенную поддержку и членам Ассоциации, и всей отрасли в целом. Есть идея создания глобального изыскательского портала, чтобы каждый изыскатель мог найти на нем необходимую информацию – нормативные документы, бесплатное программное обеспечение, юридические консультации и так далее.
Также мы будем содействовать в формировании материальной базы компаний, поскольку в Ассоциацию войдут производители оборудования. Изыскатели найдут на таком сайте инструкции к приборам и оборудованию, различные технические характеристики, отзывы, сравнительные данные и так далее. Здесь будет организованаюридическая поддержка членов ассоциации НОИЗ, планируем реализовать возможность аренды изыскательского оборудования. Есть много полезных для изыскателей практических вещей, которые мы хотим реализовать в рамках ассоциации.
Самое главное – каждая изыскательская компания получит возможность высказать свое профессиональное мнение по всему ряду вопросов, а мнение значимого количества изыскателей скорей проторит себе дорогу в органах власти, чем чье то индивидуальное. В заключении хочется сказать, что только сообща мы можем добиться успеха, и никто кроме нас не будет отстаивать наши отраслевые интересы. Так что я призываю всех своих коллег к объединению.
Елена Шинкоренко