Комитет Госдумы по строительству нацелен на прозрачность и цифровизацию отрасли
С момента первого пленарного заседания Государственной Думы VIII созыва, состоявшегося 12 октября, на котором был утвержден новый Комитет по строительству и ЖКХ, прошло не так много времени. Но созданная структура полна сил и рвется в бой.
О планах в работе и актуальных направлениях Отраслевой журнал «Строительство» попросил рассказать председателя Комитета по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова.
- Сергей Александрович, расскажите, какие законопроекты из пакета Комитета считаются самыми важными для строительной отрасли?
- Планы Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, прежде всего, направлены на защиту наших граждан и соответствуют целям, поставленных Президентом и поручениями Правительства. Наша работа заключается в улучшении, исправлении, регулировании правоотношений – иными словами, в создании благоприятных, комфортных и справедливых условий проживания, а также прозрачности рынка строительства.
Прежде всего, мы ставим перед собой задачу проработать и рассмотреть законодательные инициативы, уже поступившие в Государственную Думу, в том числе законопроекты, касающиеся приведения в соответствие полномочий органов местного самоуправления муниципальных округов с полномочиями органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности. Напомню, что соответствующий законопроект № 1161234-7 был внесен Правительством РФ, а в декабре был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» № 1256381-7. И в соответствии с ним необходима корреспонденция полномочий публичной власти в градостроительном законодательстве.
Кроме того, необходимо поддержать инициативы субъектов, которые сохранили БТИ и продолжают вести технический учет жилых зданий в регионе, несмотря на отсутствие регулирования данного вопроса на федеральном уровне. Речь идет о сборе, обобщении и систематизации информации о технических характеристиках и состоянии жилищного фонда. Поэтому мы продолжим работу по техническому учету жилых зданий. Соответствующий законопроект № 107057–7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» ранее был внесен в Государственную Думу Правительством РФ.
- А какие законодательные инициативы готовятся для строительной отрасли?
- Мы считаем, что необходимо ускорить переход строительной отрасли на современные цифровые модели. И более сложной задачи сегодня трудно вообразить. BIM-проектирование, промышленный инжиниринг, цифровые модели и управление жизненными циклами, системы объективного контроля – без всего этого сегодня уже сложно представить современную стройку.
Новые стимулы развития должны получить онлайн-режим при предоставлении государственных услуг, новые модели информационного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления с гражданами и юридическими лицами. Это касается не только административных процедур в строительстве, но и использования пространственных данных при инженерных изысканиях, градостроительном и архитектурно-строительном проектировании, поскольку цифровизация предполагает, в том числе цифровое описание территории.
В этом контексте еще большую актуальность приобретает вопрос развития современных систем пространственных данных, которые помимо прочего формируют государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), предоставляющие информацию о территории онлайн. Поскольку развитие городов неразрывно связано с использованием пространственных данных, Комитет принял участие и в рассмотрении законодательной инициативы Правительства РФ (19881-8) об обязательности использования пространственных данных федерального фонда пространственных данных, сведений, содержащихся в единой электронной картографической основе, и об обязательности использования отечественных геоинформационных программных средств, соответствующих установленным требованиям. Инициатива, безусловно, требует доработки и учета особенностей использования пространственных данных в градостроительной деятельности
Помимо этого, Комитет планирует проработать ряд вопросов, которые назрели давно и требуют либо нового законодательного регулирования, либо оптимизации существующего законодательного регулирования в целях появления в законодательстве актуального инструментария.
К таким вопросам мы относим строительство и эксплуатация наемных домов социального использования или эксплуатации наемных домов коммерческого использования – так называемых доходных домов. В настоящее время данный правовой институт практически не работает и нуждается в новых инструментах.
Отдельного регулирования требует аренда объектов недвижимого имущества, в том числе в жилищной сфере. Здесь важно не монополизировать уже имеющийся рынок услуг в данной сфере, а создать конкурентные правила игры для уже действующих на этом рынке агрегаторов информации – Циан, Авито.Недвижимость, Яндекс.Недвижимость и др. По нашему мнению, только конкурентная среда позволит вывести из тени рынок аренды объектов недвижимого имущества.
Кроме того, необходима проработка вопроса увеличения стоимости договора генерального подряда, до которой застройщику не требуется членства в саморегулируемой организации. Сейчас такая стоимость составляет 3 млн руб. Это позволит поддержать малое предпринимательство в строительной отрасли.
Также давно пора законодательно решить вопрос капитального ремонта жилых домов, имеющих статус объектов культурного наследия. Граждане за свой счет не могут выполнить капитальный ремонт таких домов, поскольку для его осуществления дополнительно требуется разработка научно-проектной документации и проведение реставрационных работ. И особенно уязвимы объекты деревянного зодчества, значительное количество которых имеется в регионах.
Как известно, неоднократно Минстроем России предпринимались попытки подготовить проект новой редакции федерального закона об архитектурной деятельности. Действующий Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», безусловно, требует актуализации с современными реалиями. При этом такие инициативы никогда не вносились ни в Государственную Думу, ни в Правительство РФ. Следует принимать во внимание, что предмет данного федерального закона – это отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов. Кроме того, по гражданскому законодательству произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства признаются объектом авторского права и, следовательно, влекут возникновение личных неимущественных и исключительных прав на созданное произведение, а также подлежат охране. При регулировании данного вопроса нужно найти грань, которая не позволит смешать архитектурную деятельность с деятельностью по развитию территории, в том числе городов и иных поселений, и принять во внимание, что это совершенно разные предметы регулирования. Надеюсь, что новая попытка будет более успешной, и профессиональное сообщество согласится с новой концепцией закона об архитектурной деятельности.
- Спасибо, Сергей Александрович, за интересную беседу!
Галина Крупен
Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.