Зависимость строительной отрасли России от импортного оборудования и сырья фатальна
В заседании приняли участие вице-президент РСПП Александр Мурычев, и.о .директора ФАУ ФЦС Андрей Копытин, почетный президент НОСТРОЙ Ефим Басин, заместитель Председателя Общественного совета при Минстрое России Олег Бетин, исполнительный директор НОПСМ, председатель Комитета РСС по развитию промышленности строительных материалов Антон Солон, генеральный директор НИЦ «Строительство» Виталий Крючков, исполнительный директор Аналитического центра СМ ПРО Евгений Высоцкий и другие представители органов власти и строительной отрасли.
Ключевыми можно назвать выступления представителей НОПСМ - Антона Солона и Евгения Высоцкого. Их выкладки и цифры показали: легенда о том, что строительство жилья в России возможно и без импортных материалов, а в дорожном и прочем строительстве большинство материалов отечественные или импортозамещаемые, так пока и остается легендой. Российская промышленность строительных материалов и российская стройка фатально зависят от зарубежных поставщиков, технологий и оборудования.
Антон Солон выступил с докладом на тему: «Потребности импортозамещения в промышленности строительных материалов», подготовленном экспертами Ассоциации НОПСМ совместно с Аналитическим центром CM ПРО. В своем выступлении он подвел итоги исследования уровня зависимости от импортных составляющих производства, основываясь на данных, полученных от ведущих предприятий отрасли, отраслевых ассоциаций и объединений в сфере промышленности строительных материалов.
Проблема импортозависимости ПСМ была разложена на три уровня, которые в содержательном плане от простого к сложному и временном плане по мере отдаления срока реагирования на вызовы представляют собой «импортозамещение продукции» сейчас, «импортозамещение компонентов/сырья/добавок» завтра (год-два) и «импортозамещение оборудования/деталей» послезавтра (3-5 лет), причем в разрезе по каждой из 25 групп строительной продукции. Основные выводы исследования следующие:
1. Импортозависимость в первом уровне является незначительной, за исключением премиального сегмента.
2. Импортозависимость второго уровня является существенной в ряде видов строительных материалов, в том числе в основном в области строительной химии, но не критической.
3. Импортозависимость третьего уровня (оборудование и запчасти) является чаще всего критической, причем практически по всем видам строительной продукции, и потребует экстраординарных усилий компаний и государства по решению данной проблемы.
Таким образом, основные проблемы реформирования отрасли ПСМ лежат за ее пределами, в частности в химической промышленности, станко- и машиностроении.
Исполнительный директор СМ ПРО Евгений Высоцкий конкретизировал выводы Антона Солона посредством подробной аналитики по всем группам строительной продукции.
Так, доля импортной фасадной клинкерной плитки на российском рынке составляет 97%, саморезов и фасадного крепежа – 85%, герметиков и клеев – 80%, монтажных пен – 45%, и возможность замещения этих продуктов отечественными аналогами весьма ограничена.
Если говорить об импортном сырье, из которого делается отечественные стройматериалы, то здесь ситуация еще более критическая: кровельные ПВХ-мембраны, полимерная теплоизоляция, лицевой клинкерный кирпич на 100% изготавливаются из импортного сырья. На 60-80% от импортного сырья зависят производители герметиков, монтажных пен и сантехнической керамики, и только производители изделий из металла могут чувствовать себя спокойно.
А вот зависимость российской строительной индустрии от импортного оборудования можно считать фатальной: практически на всех заводах стоит импортное оборудование – от производства кирпича до теплоизоляции и цемента: зависимость составляет 80-100%, и в России подобное оборудование не производится в принципе. И если запчасти к технологическим линиям еще пока есть в наличии, то по мере их износа производства начнут вставать. И это не говоря о том, что 100% всех подшипников для всех конвейеров и технологических линий производится в США.
«Через полгода-год при сохранении текущей ситуации, сначала будет сокращение производства и снижение качества выпускаемой продукции в силу невозможности заместить все детали начиная от машиностроения, заканчивая автоматикой. А через какое-то время, когда это оборудование начнет выходить из эксплуатации, заместить его будет нечем. Это относится ко всей цепочке производства практически в каждой подотрасли! Начиная от карьеры, карьерной техники, от самосвалов и заканчивая упаковкой продукции. Серьезна проблема начнется тогда, когда не будет цемента, щебня, кирпича, бетона, газобетона. И чтобы подготовиться к этой проблеме – уже сейчас необходимо об этом говорить и предпринимать шаги» - заявляют в НОПСМ.
На этом фоне нужны комплексные меры государственной поддержки не только на уровне снижения таможенных пошлин и параллельного импорта, но и для производителей современного технологического оборудования – при условии, что в России есть такие разработки. Нужно возрождать отечественное машиностроение, строительную науку, убирать барьеры на пути тех, кто может предложить рынку новые разработки.
А главное – перестать бросать лозунги «в массы» и заняться реальным развитием технологического уровня строительной отрасли.
С исследованием и выводами можно ознакомиться по ссылке: /files/ck/1654032787_3105_nopsmsmpro-importozameschenie.pdf
Фото: НОПСМ