Новый Общественный совет Минстроя будет работать в экстремальных условиях
Общественный совет при Минстрое России собрался на первое заседание в обновленном составе 29 сентября, хотя, по большей части, персоналии и руководители сохранили свои места и посты. Как ранее писало Агентство новостей «Строительный бизнес», в ходе ротации 30% состава ОС практически все руководители комиссий сохранили и свои должности, и свои комиссии. При этом состав Совета будет увеличен с 36 до 45 человек – это ответ на суперпродуктивную работу и постоянное первое место среди Общественных советов всех федеральных органов исполнительной власти.
Нужно сказать, что Общественный совет Минстроя с первого дня работал в тесном контакте с самим ведомством, став, по сути, его экспертной площадкой. И если первый созыв в количество почти 150 человек был, в общем-то, клубом по интересам со свободным посещением (некоторых членов ОС не видели на его заседаниях с момента избрания), то второй созыв наладил активную и весьма продуктивную работу практически всех комиссий. А иногда заседания комиссий становились той площадкой, где честно назывались своими именами тревожные тенденции в жилищном строительстве, ЖКХ или лифтостроении. Что стоит одно лишь заявление главы Комиссии по жилищной политике Надежды Косаревой о том, что в большинстве регионов России новое жилье стало практически недоступным для 90% населения, а все инициативы Правительства по поддержке застройщиков в конечном итоге служат для удовлетворения потребностей 10% максимально обеспеченных граждан?
Ну, а самым блестящим итогом можно считать работу Комиссии по цифровизации Михаила Викторова – за полтора года на основе Комиссии и рабочей группы экспертов при ней было создано Национальное объединение организаций в области технологий информационного моделирования (НОТИМ), которое сейчас является ключевым звеном по развитию и продвижению отечественного программного обеспечения для управления строительной отраслью во всех ее аспектах. Сергей Степашин – бессменный председатель ОС – назвал эту Комиссию самой лучшей и продуктивной с точки зрения работы и продуктивности. И судя по стремительному выстраиванию цифровой вертикали, Комиссия и НОТИМ в ближайшие три года будут загружены весьма основательно.
Приказано выжить!
Однако же условия функционирования строительной отрасли в ближайшие годы, судя по всему, перестанут быть такими комфортными, как в последние три года, со всеми мерами поддержки, льготной ипотекой, золотым дождем на строительство инфраструктуры и прочими «плюшками». И хотя общий бюджет и нацпроекта «Жилье и городская среда» и нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в целом даже немного увеличивается, распределение средств пойдет в соответствии с новыми приоритетами, или, как аккуратно сказал на заседании Общественного совета глава Минстроя России Ирек Файзуллин, «вы сами знаете, куда».
Подтверждение тому – проект федерального бюджета, который был внесен в Госдуму буквально накануне: например, средства на переселение граждан из аварийного жилья сокращены в 2,5 раза и на всю страну в 2024 году выделяется всего 19 млрд рублей. При этом жилой фонд России продолжает стремительно стареть и ветшать – уже тем самым «хрущевкам» исполняется 65 лет, а сколько более старого жилья до сих пор стоит по всем городам и весям? А регионы в одиночку такое расселение не потянут – у них и раньше не было достаточно средств, а сейчас они за год выложили из своих тотально дотационных бюджетов в совокупности около 115 млрд рублей на строительство на новых территориях (цифры от С.Степашина). А сколько еще предстоит выложить, особенно с учетом опыта строительства разрушенного вокзала в Гудермесе, который боевики во время чеченской войны неоднократно взрывали аккурат накануне приезда приемочной комиссии?
Сокращается и финансирование создания комфортной городской среды, перестают действовать меры государственной поддержки застройщикам (Ирек Файзуллин на закрытом совещании в Екатеринбурге призвал их готовиться к трудным временам). Уже явно не будет в таком масштабе льготной ипотеки – в стране кончаются не только деньги, но и ипотечные заемщики. Куда и как будет развиваться жилищная политика? И даже средства на самое святое – модернизацию системы ЖКХ – тоже подверглись секвестру, правда, пока в части программы «Чистая вода». Кроме того, существенно сокращаются расходы на строительство и модернизацию объектов в здравоохранении, спорте, образовании, экологии – а это тоже обеспечивало строителей неплохим госзаказом.
Непросто придется и Комиссии по ценообразованию во главе с президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым – переход на ресурсно-индексный, а затем и ресурсный метод ценообразования в масштабах всей страны пока откладывается на середину 2024 года. Да и актуальной информации о стоимости строительных ресурсов во ФГИС ЦС «кот наплакал» - производители и поставщики до сих пор не считают себя обязанными передавать туда данные.
Что касается вновь образованной Комиссии по обеспечению эффективности архитектурно-строительного проектирования, которую возглавил президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, то ей придется приложить все усилия, чтобы, наконец, завершить работу над проектом закона об архитектурной деятельности и начать проводить его через правительство и комитеты Государственной Думы. А пока очередной проект закона сгинул в недрах Комитета по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова.
Будем наблюдать и за очередными инициативами Комиссии по кадрам во главе с Ефимом Басиным: дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров нарастает, выпускники большинства колледжей и вузов в лучшем случае на 70% доходят до строек, а мигранты, обеспечивавшие российские стройки дешевой рабочей силой, уже не готовы продавать свои руки за существенно упавшую из-за низкого курса рубля зарплату. Какие еще аргументы, кроме принудительного распределения студентов и трудовых вахт мигрантов, предложат члены Комиссии?
Ну, и дальше списочно:
- Комиссии по лифтам придется решить вопрос комплексного производства и обслуживания лифтов, иначе они будут продолжать падать и калечить людей;
- Комиссии по стройиндустрии пора задуматься о том, сколько еще прослужат иностранные производственные линии на предприятиях без обслуживания и замены, и чем их ремонтировать, кроме кувалды и пары-тройки «национальных» терминов;
- Комиссии по ЖКХ просто тихо посочувствуем;
- Комиссии по цифровизации стоит перестать предавать анафеме всех, кто еще не перешел на отечественное ПО, и начать всерьез продвигать решения, которые позволяют формировать информационные модели и прочие цифровые продукты в единое целое из различного софта. Да и есть ли у «цифры» национальность?
- А Комиссии по сопровождению инвестиционных проектов искренне желаем эти самые проекты сопровождать на фоне сокращения и бюджетных, и частных инвестиций в строительство.
Лариса Поршнева
Три руководителя комиссий ОС, три президента крупнейших отраслевых Объединений сразу же после заседания ОС назвали журналу «Строительство» самые неотложные и горячие дела и проблемы:
Анвар Шамузафаров, президент НОПРИЗ:
- Совершенствование архитектурно-строительного проектирования – это наведение порядка, в том числе в нормативной базе. Этим мы сейчас и занимаемся, готовя поправки в Градостроительный и Гражданский кодексы и во многие другие законы. С помощью Общественного совета, энергии Сергея Вадимовича Степашина и всех моих коллег мы наверняка продвинем это быстрее. Председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, выступая на заседании Общественного совета, сказал о том, что нужно разобраться с нормативной основой проектной и рабочей документации и прочими важными вопросами в области архитектуры и проектирования. Мы находимся в постоянном контакте с профильным комитетом и в ближайшее время дадим ему свои предложения по этим направлениям.
Антон Глушков, президент НОСТРОЙ:
- У строительной отрасли большие амбициозные задачи и по Стратегии развития, и по тому темпу, который набрала отрасль. Поэтому, чтобы не снижать этот темп, кровь стройки – деньги – должны соответствовать реальным объемам и затратам. Комиссия по ценообразованию Общественного совета и НОСТРОЙ ставят перед собой следующие задачи: во-первых, мы продолжим мониторить стоимость строительных ресурсов, потому что это очень важно и нужно для отрасли. Именно мониторинг НОСТРОЙ лег в основу постановления Правительства № 1315 об изменении твердой цены контракта в связи с ростом цен на строительные материалы. И на сегодняшний день благодаря инициативе нашей Комиссии и Общественного совета Минстроя России очень большое количество госконтрактов на всей территории России исполнено своевременно именно благодаря этой мере. Поэтому поддержка постоянно действующего механизма для приведения стоимости строящегося объекта в текущий уровень цен – это задача № 1.
Вторая задача, которая у нас уже реализуется, - это индексация и правильный учет зарплаты в строительной отрасли для строителя первого разряда. Потому что без привлекательного уровня заработных плат бороться с другими отраслями на рынке труда нам будет очень сложно.
Третий момент, о котором сегодня многие говорили, - это, конечно же, формирование стоимости капитальных ремонтов жилых домов. Мы видим здесь очень низкую привлекательность для бизнеса. По данным электронных площадок, 88% торгов на контракты по капитальному ремонту не состоялись – это значит, что не было ни одной заявки или была всего одна. То есть интерес бизнеса крайне низкий. Связано это в первую очередь с непривлекательностью и низкой рентабельностью этих работ. Поэтому здесь точно нужно будет принимать меры. В прошлом году мы с Фондом операторов капитального ремонта разработали методику по изменению стоимости контракта аналогично ПП-1315, но если ПП-1315 взлетело и мы видим реальный результат, то эта методика, к сожалению, не нашла такого массового применения, как бы нам хотелось. Поэтому вопрос ценообразования при капитальном ремонте – это задача большая и сложная, но ее нужно решать.
И еще напомню, что с 1 октября вся Российская Федерация должна работать в ресурсно-индексном методе ценообразования в строительстве. Но сегодня, к сожалению, только 49 регионов формально – ключевое слово! – перешли на новый механизм ценообразования. Поэтому Минстрой России вышел с предложением – и НОСТРОЙ его поддержал – продлить этот переход еще на несколько месяцев. Но это как в классике – студенту перед экзаменом всегда будет не хватать одного дня. Поэтому первая задача – это помочь всем регионам выполнить требования законодательства, а вторая задача - сделать наполнение во ФГИС ЦС абсолютно содержательным. Сейчас ситуация с наполнением ФГИС ЦС с точки зрения участников – производителей и поставщиков – более-менее нормальная. Есть федеральные округа, где уже свыше 50% производителей и поставщиков передают информацию во ФГИС ЦС. Но по количеству ресурсов все гораздо хуже: лидером является СФО – здесь передана информация о 18% ресурсов, и минимальный уровень – это Северный Кавказ, менее 4%. С такой репрезентативностью говорить об объективных выборке и стоимости материалов просто не приходится.
Михаил Викторов, президент НОТИМ:
- Комиссия по цифровизации и НОТИМ продолжат ту тематику, которую мы сформировали за последние полтора года, и прежде всего это замена западного ПО российским. Напомню, что весной 2022 года НОТИМ первым создал реестр отечественного ПО, которым можно заместить иностранный софт.
Мы также поддержали и будем поддерживать ключевые федеральные проекты – ИСУП, ГИСОГД, здесь темпы внедрения очень хорошие, в ГИСОГД участвует уже более 80% регионов России. Но теперь уже от внедрения и интеграции нужно переходить к мониторингу качества, чтобы сами эти платформы в регионах не были пустыми. Наполнение систем ИСУП и ГИСОГД – это еще более сложная задача, которая не решается за год-два. А качество информации в этих системах зависит, в том числе от всей цепочки участников – заказчика, генподрядчика, подрядчика. Это самая тяжелая задача, но на этом мы будем делать соответствующий акцент.
Еще один приоритет – это внедрение с середины 2024 года ТИМ в коммерческом жилищном строительстве. Сегодня этот рынок сопоставим с госсектором с ежегодными частными инвестициями около 4 трлн рублей. И в отличие от государства, где можно дать распоряжение и установить сроки, жилищный сектор требует более вдумчивого интеграционного подхода. Но у НОТИМ, у Минстроя и Комиссии уже есть такие подходы, в том числе активная работа с регионами.
И последнее – это привлечение интереса к цифровизации строительства молодежи, причем не только студентов, но и старшеклассников. Вместе с Общественным советом Минстроя России мы будем развивать программу «Я – строитель Будущего», «Цифровое ГТО», «Школу дронов», которые мы представим на Международном строительном Чемпионате в Санкт-Петербурге, и в последующем это будет масштабировано на всю Россию.
Этот материал опубликован в октябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_10_2023_pc.pdf