Контрактная система работает в полном объеме
«По итогам первого квартала в рамках контрактной системы было заключено контрактов на сумму свыше 1,066 трлн. рублей», — сообщил директор Департамента развития контрактной системы Максим Чемерисов.
Сегодня годовой объем закупок органов государственной власти составляет более 8,4 трлн рублей. Еще более 9 трлн рублей — это закупки компаний с государственным участием, унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений. Более 25% ВВП перераспределяется через рынок государственных закупок и корпоративного сектора.
«Сейчас есть только каркас контрактной системы. Чтобы сформировать ее полностью, понадобится от 3 до 5 лет», — заметил директор Департамента.
Для внедрения с 1 января 2014 года контрактной системы все необходимые первоочередные подзаконные акты полностью были приняты в прошлом году, по мере формирования и развития контрактной системы подготовка подзаконных актов продолжится.
Мониторинг внедрения контрактной системы показал положительную динамику.
«Контрактная система работает в полном объеме. Так, по итогам I квартала этого года было размещено более 357 тыс. извещений на общую сумму более 518 млрд рублей. Помимо ранее существовавших видов (аукционов, конкурсов, запросов котировок) заказчики уже используют новые формы закупок, предусмотренные 44-ФЗ. Объявлено 3513 конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурса на общую сумму свыше 26 млрд. рублей, размещено 2351 запросов предложений на общую сумму порядка 1,3 млрд рублей», — сообщил Максим Чемерисов.
Итоги первого квартала показали, что свыше 123 млрд рублей составили затраты на здравоохранение (в т.ч. лекарственное обеспечение), более 86 млрд рублей — на строительство зданий, свыше 254 млрд рублей — строительство транспортной инфраструктуры и 64 млрд рублей — научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки НИОКР). Эта статистика включает, в том числе, контракты, заключенные в 2014 году по результатам процедур, начатых в 2013 году в соответствии с законодательством о размещении заказов.
Объем закупок у единственного поставщика сократился в I квартале 2014 года на 6% относительного аналогичного периода прошлого года в общем объеме закупок, в два раза сократился запрос котировок. При этом процедура заключения контракта с единственным поставщиком в рамках контрактной системы существенно отличается от ранее существующей практики. Так, заключение контрактов по результатам несостоявшихся конкурентных процедур, в соответствии с законом о контрактной системе, допускается только с единственным поставщиком, который подал заявку на участие в закупке. При этом заявка должна в полном объеме соответствовать документации о закупке. Ранее в рамках 94-ФЗ большинство заказчиков заключали контракты с поставщиками, не участвовавшими в самой процедуре закупок. Таким образом, можно сказать, что единственный поставщик в рамках контрактной системы (44-ФЗ) является наиболее «конкурентным» по сравнению с предыдущим 94-ФЗ.
Возросло в первом квартале и число конкурентных процедур. Так, электронных аукционов в общем объеме закупок проведено на 9 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.
До конца этого года Минэкономразвития России будут подготовлены пять новых законодательных пакетов для дальнейшего формирования контрактной системы.
Первый законодательный пакет будет рассмотрен во втором и третьем чтении в Государственной Думе в мае этого года (проект поправок в проект федерального закона № 462900-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принят Госдумой в первом чтении 21 марта 2014 года).