Цифровая экосистема НОСТРОЙ – элемент глобальной цифровизации отрасли
– Ирина Евгеньевна, какое место занимает НОСТРОЙ в цифровой вертикали строительной отрасли?
– У Национального объединения строителей совершенно особая роль в формировании и функционировании цифровой вертикали – она обусловлена самой сутью НОСТРОЙ как объединения подрядных организаций. Когда НОСТРОЙ в конце 2014 года наделили полномочиями по ведению Единого реестра членов СРО, это, по сути, был старт цифровизации строительной отрасли. На тот момент таких узаконенных реестров практически не было. НОСТРОЙ справился с поставленной задачей и создал единую платформу, на которой начался сбор сведений о членах СРО, чтобы заказчик мог получить информацию о том, состоит ли подрядчик в СРО, какой у него допуск, какие работы он может выполнять. Это был первый шаг.
Затем в 2017 году НОСТРОЙ в силу закона начал формировать Национальный реестр специалистов в области строительства. НРС всем хорошо известен, сейчас в нем состоит почти 270 тысяч специалистов. И это тоже элемент большой цифровой экосистемы строительства.
Следующее звено нашей системы цифровизации – Единый реестр договорных обязательств компаний – членов СРО. Мониторинг, который ежегодно делает НОСТРОЙ по исполнению контрактных обязательств членов СРО, – уникальный продукт, где есть не просто цифры по тем же расторгнутым договорам в разрезе регионов, но и причины этого расторжения. Аналитика регулярно направляется в Минстрой России, чтобы там была объективная картина бюджетного сектора строительства. На сегодняшний момент такой работы не делает никто.
Следующий шаг – налаживание цифрового взаимодействия с органами строительного надзора во всех регионах. Мы планируем создать площадку для того, чтобы все предписания стройнадзоров, выданные членам СРО, также отражались в личном кабинете компании в Едином реестре членов СРО.
То есть НОСТРОЙ становится единой строительной цифровой площадкой, на которой содержатся все сведения о подрядных организациях и специалистах, которые работают в сфере строительства. И это уникальный цифровой ресурс, который и повторять нет смысла. В итоге будет сформирован цифровой профиль подрядной организации, к которому добавится еще и рейтинг подрядчика. На основе этого цифрового профиля и заказчик, и генподрядчик смогут получить все необходимые сведения о подрядной организации. И эта же система становится основой для многоуровневой аналитики строительного рынка с точки зрения подрядных организаций.
– В последнее время в цифровой вертикали появились такие системы как ИСУП, ГИСОГД. Актуальна ли для них информация, собранная на площадке НОСТРОЙ?
– Да, конечно, и, прежде всего, для системы ИСУП – ее вводили именно как инструмент мониторинга работы по государственным контрактам, и здесь данные НОСТРОЙ по текущему состоянию госконтрактов могут быть весьма полезными.
Второй момент – это исполнение постановления Правительства России № 331 о том, чтобы в госконтрактах было прописано требование по формированию информационной модели объекта капитального строительства. Такой мониторинг госконтрактов НОСТРОЙ начал делать в 2022 году, и самые первые результаты показали, что требования постановления либо игнорируются, либо исполняются формально. Эти сведения очень пригодились Минстрою России для работы с госзаказчиками. В итоге в 2023 году количество контрактов, заключенных без требований к информационной модели, снизилось в три раза с 90% до 30%. Это прямая заслуга, в том числе и НОСТРОЙ.
Также для системы ИСУП могут быть полезны сведения о специалистах, включенных в НРС – только они имеют право подписывать исполнительную документацию, которая затем передается в ИСУП. Поэтому НОСТРОЙ готов проработать механизм, с помощью которого эта информация будет передаваться в ИСУП – соответствующий раздел в «дорожной карте» уже есть, и надеюсь, что мы достаточно оперативно это реализуем.
С другой стороны, через ИСУП мы сможем получить сведения о контрактах, которые заключили компании – члены СРО, но по каким-то причинам не отразили информацию в своих обязательствах. Особенно это касается контрактов по 223-ФЗ. Такая интеграция очень важна для СРО, поскольку они в силу закона несут ответственность по всем обязательствам своих членов в рамках контракта. То есть все цифровые продукты и системы постепенно начинают интегрироваться друг с другом.
– Влияет ли НОСТРОЙ на развитие российского программного обеспечения для строительной отрасли или это не входит в сферу вашей деятельности?
– Разумеется, НОСТРОЙ ратует за развитие российского ПО, за единые форматы и единые типовые решения, потому что вся горизонталь взаимодействия на жизненном цикле объекта должна идти по единым правилам. По этой же причине мы участвовали в разработке ГОСТа исполнительной документации в электронном виде, чтобы ввести формализованный подход, который позволит унифицировать исполнительную документацию для дальнейшей передачи ее в информационные системы ИСУП и ГИСОГД. Мы приветствуем российских вендоров, готовы протянуть им руку помощи, знакомить строителей с их продуктами, и от строительного сообщества даже есть на это запрос. Но наша задача – содействовать установлению общих правил, общих принципов взаимодействия на всех этапах жизненного цикла объекта и понять, почему где-то возникают разрывы.
Для наглядности хочу привести такой пример. Как говорилось выше, мы добились того, что снизили количество контрактов, которые заключены без информационной модели, до 30%. Но затем мы взяли те 70%, в которых установлены требования к информационной модели, и посмотрели, в каком виде они перешли от проектирования к строительству. Как показал анализ НОСТРОЙ, из 6,5 тысячи контрактов 1 400 вышло на стройку, но только 15% из этих 1 400 в составе конкурсной документации имели хоть какую-то отсылку к информационной модели и элементарные требования к ее ведению. Остальные – нет. Возникает вопрос: если проектная документация прошла госэкспертизу с информационной моделью, почему это исчезло на этапе строительства? Госзаказчик не знает, что делать дальше? Он не читал 331-е постановление? Он потратил деньги на то, чтобы проект был в «цифре», а затем на этапе стройки весь этот цифровой кусок потерялся. Почему это произошло – вот в этом нам и нужно разобраться, потому что по окончании строительства объект должен будет передаваться в эксплуатацию вместе с информационной моделью, а ее нет!
Но, допустим, информационная модель сформирована и даже упомянута в строительном госконтракте. Но есть ли у заказчика правила работы с этой моделью? Где она, образно говоря, лежит? Как и по каким правилам, в каких форматах подрядчик должен передавать туда информацию? Какие правила хранения и обновления документов? Как учитываются изменения в проектной документации, которые делаются на этапе строительства? В каком виде, в каких форматах информационная модель передается на этап эксплуатации? Ответов на эти вопросы пока нет. А с 1 июля застройщики жилья должны будут перейти на информационное моделирование, и у них возникнут те же вопросы. И роль НОСТРОЙ в этом процессе – собрать необходимые сведения, сделать их анализ и представить возможные пути решения проблемы, в том числе и со стороны органов государственной власти.
Если мы возьмем все цифровые продукты и цифровые программы, которые ведет НОСТРОЙ, то станет понятно, что вся работа служит одной цели: обеспечение безопасности и качества строительства как с технологической точки зрения (цифровой профиль подрядчика), так и с точки зрения реализации государственной задачи по цифровой трансформации строительной отрасли. Наши цифровые продукты и системы, наша аналитика, которую мы можем сделать на основе собранных данных, помогают органам государственной власти вовремя выявлять болевые точки и принимать правильные управленческие решения.
– Какие задачи НОСТРОЙ ставит перед собой в области «цифры» на ближайшее время?
– Как я уже говорила, нам нужно завершить интеграцию всех наших цифровых продуктов в единую платформу НОСТРОЙ, а также стать частью большой цифровой вертикали строительной отрасли.
С точки зрения цифровой трансформации очень важным является вопрос подготовки компетентных кадров. НОСТРОЙ запустил «Цифровую школу подрядчика», но это только начало, потому что учить нужно не только подрядчиков, но и сотрудников СРО, чтобы они могли работать во всех цифровых продуктах НОСТРОЙ, взаимодействовать с заказчиком, подрядчиком, понимали, как устроена ИСУП.
Большой пласт работы – цифровизация взаимодействия с органами государственного строительного надзора. Там свои проблемы, начиная с того, как передавать информацию в их информационную систему и как она будет отражаться дальше.
Комитет по цифровой трансформации строительной отрасли и в целом НОСТРОЙ стали той площадкой, на которой подрядчики, заказчики, эксперты могут обсудить возникающие проблемы именно в области цифровизации строительного производства и выработать пути их решения. В этом – наша главная миссия, и мы будем ее исполнять.
Елена Шинкоренко
Этот материал опубликован в январско-февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_03_2024_pc.pdf