СТТ-2024 стала самой крупной отраслевой выставкой России
Сплошные рекорды
В Крокус ЭКСПО, кажется, не остался свободным ни один сантиметр. Экспонаты плотно занимали и все павильоны, и уличную экспозицию. По данным организаторов ООО «СИГМА ЭКСПО ГРУП», выставочная площадь превысила 200 800 кв. м, что на 80% больше, чем в прошлом году.
С 2024 года под единым брендом CTT Expo объединяются четыре крупнейших отраслевых выставки. Прежде всего, это выставка строительной техники и технологии, которая проходит уже двадцатый раз. С прошлого года к ней присоединились главная выставка коммерческого транспорта и технологий в России (COMvex) и Международная выставка запчастей, послепродажного обслуживания и сервиса (СТО Expo). А сейчас добавилась Международная выставка логистики, транспорта, складской техники и оборудования (Logistika Expo). Соответственно, в рамках каждой выставки проходила своя деловая программа.
Хочется отметить четкую работу сотрудников СИГМА ЭКСПО ГРУП. Благодаря указателям посетители не блуждали в поисках нужной выставки. Заранее был подготовлен каталог участников и даже составлено отдельное расписание мероприятий, которые компании проводили на своих стендах.
В Крокус приехали более 1700 компаний из России, Китая, Беларуси, Турции, Казахстана, Индии и других стран. Вопреки санкциям, были участники из Италии и Германии. Выставка привлекла рекордное количество посетителей – 78 698 человек, что на 20% больше, чем годом ранее.
На уличной экспозиции были представлены едва ли не все существующие сегодня виды строительной техники - разнообразные экскаваторы, погрузчики, дробильные установки, бетонные заводы и многое другое. Даже пять башенных кранов сразу, чего раньше не бывало. Было очень жарко, и в качестве бонуса компании выставляли для посетителей бутылки с водой. Белому медведю, встречавшему гостей у стенда SANY (точнее, человеку, его изображавшему), хотелось повесить медаль за мужественное нахождение на солнцепеке в меховом комбинезоне.
Компания «Русбизнесавто» приехала на выставку не первый раз, но сейчас обустроилась с особым размахом. У нее был одна из самых больших экспозиций. Традиционная реклама представленных здесь карьерных самосвалов, землеройной и прочей техники дополнялась разнообразными конкурсами, которые тоже ненавязчиво привлекали внимание к экспонатам. Чего стоил только конкурс по подтягиванию на ковше экскаватора LGCE F6210HNLC! Желающие поучаствовать выстроились в длинную очередь, болельщики собрались в основательную толпу. А еще, говорят, народ у нас неспортивный. Победитель подтянулся 40 раз.
Шок от санкций прошел
В 2022 году многие отечественные компании испытали шок после введения европейских санкций. На позапрошлогодней СТТ ряды российских участников поредели, даже выставочные образцы не получилось сделать без западных комплектующих. Шок давно прошел. Кто-то стал больше использовать китайских комплектующих, кто-то научился обходиться отечественными. И сейчас мы увидели на выставке немало нашей техники.
Машиностроительная группа «КРАНЭКС» (Иваново) привезла габаритный экскаватор. Он может передвигаться по дорогам без разрешения ГАИ, что не полагается делать более крупным машинам, уточнил представитель завода Наиль Тазиев. Изготавливает КРАНЭКС и ковши для экскаваторов, в том числе импортных. На выставке демонстрировался ковш для японского Hitachi. Два мальчика-подростка прятались в нем от солнца.
Завод «Четра» (Чебоксары) привез первый экземпляр мини-погрузчика на гусеничном ходу. Погрузчик предназначен для тяжёлых грузоподъемных работ. Гусеницы позволяют использовать его в труднодоступной местности, в лесных массивах. По возвращении домой мини-погрузчик будут доводить «до ума» и налаживать его серийное производство. «От импорта мы не зависим, все комплектующие отечественные», – сказал Дмитрий Иванов, руководитель дирекции продаж коммунальной техники завода.
Аналогичный мини-погрузчик был представлен на стенде китайской компании SANY. Кто-то из посетителей проворчал: «Это как сравнивать «Мерседес» (Китай) с «Ладой» (Чебоксары)». Но на «Ладе» тоже ездят. Практики говорят, что отечественная спецтехника часто служит дольше. Ее эксплуатация обходится дешевле. Кстати, из Чебоксар на выставку каждый год привозят образцы новой техники. И, как правило, они полностью изготовлены из отечественных материалов.
Бульдозер на Урале управлялся из Москвы
Тракторный завод «ДСТ-Урал» (Челябинск) демонстрировал систему дистанционного управления бульдозером. Все желающие могли испытать ее прямо на стенде компании. Управляли машиной, которая находилась на Урале. На соседнем стенде в рамках деловой программы дебатировался вопрос – как привлечь людей к работе бульдозериста? Не очень много желающих сидеть в кабине бульдозера и в мороз, и в жару. Внедрение дистанционного управления и есть один из вариантов повышения популярности профессии. Вот только распространяется этот метод у нас медленно.
Во время выставки традиционно проходила научно-практическая конференция Ассоциации бетонных дорог. Участники обсуждали возможности современной дорожно-строительной техники. Владимир Зорин, заведующий кафедрой Московского автомобильно-дорожного института, заметил, что, говоря о технике, неправильно забывать о материалах. От их качества зависит и качество оборудования, и качество строительства в целом.
Участники конференции с большим интересом выслушали доклад Дмитрия Оськина, руководителя проекта ТМ «Индастро», о работе по восстановлению Крымского моста. Мы помним, что он был поврежден в результате диверсии больше года назад. Специалисты ТМ «Индастро» разработали торкрет-смесь Индастро Крафтор SС -50 D с содержанием металлической фибры, испытали ее в лабораторных условиях. Она была нанесена на поврежденные части ригеля и опоры железнодорожного моста. Все работы заняли около двух недель.
Бенефис китайской техники продолжается
Из 978 иностранных участников выставки основную часть составляли китайские компании. Они показывали все виды экспонатов – от запчастей до карьерных экскаваторов и башенных кранов.
По экспертным оценкам, доля импортной техники, используемой в строительстве, достигает 70%. На китайскую приходится 90% всего импорта, и, по прогнозам, эти поставки будут только расти. Понятно, что в последние годы решающую роль в таком положении вещей сыграли западные санкции.
Но и при их отсутствии китайские производители вытеснили бы западных конкурентов, просто это произошло бы более плавно, считает Александр Михайлов, руководитель по продажам представительства компании LiuLong в европейской части России. Китайские машины приближаются по качеству к западным образцам. А если в чем-то им и уступают, то это компенсируется более низкой ценой. Даже турецкая техника дороже.
Партнером выставки стала одна из крупнейших китайских компаний SANY. Самый большой стенд – 2 900 кв. м – заняла другая компания из Китая – XCMG. В России бренд XCMG более 10 лет представляет дочерняя компания «Сюйгун Ру», она лидирует среди импортёров спецтехники в Россию. Для России изготовляются модели, специально адаптированные под наши нормативные требования, климатические условия и предпочтения заказчиков. Основные направления — подъёмная, землеройная, дорожная техника. В частности, асфальтоукладчики уже использовались на строительстве трассы М-12 «Москва – Казань».
В некоторых случаях Китай опережает западные компании. Скажем, западные компании показывают лишь выставочные образцы машин на электроприводе, а в Китае их выпускают уже серийно. У российских строителей они также вызывают большой интерес. Но у нас слишком мало электрических станций, чтобы широко использовать такие машины.
Позавидуем белой завистью
Китайские стенды неизменно собирали большое количество посетителей. Но у российских участников чувствовалась откровенная ревность к китайским коллегам. Нет, их задевает не то, что китайских экспонатов много, а то, что отечественных заметно меньше. Говорят, у наших граждан формируется убеждение, что нам и показывать особо нечего. Компания «RIFLON» (Краснодар) поставила на стенд насос для трактора, который сама спроектировала и изготовила. «Первый вопрос, который задавали посетители: это вы китайский насос продаете?», - с досадой рассказывали сотрудники компании.
Есть точка зрения, согласно которой подорожание импортной техники сделает ее менее привлекательной для строителей, и они повернутся лицом к отечественной. Ожидается, что будет увеличен утилизационный сбор, который неизбежно сделает китайскую технику дороже. Так ведь отечественной техники физически не хватает. По информации Андрея Ловкова, коммерческого директора исследовательской компании «ID-Marketing», полностью мы обеспечиваем себя только трубоукладчиками. Все остальное приходится докупать за рубежом. Увеличится утилизационный сбор – у строителей возрастут расходы.
Видимо, самое главное – наращивать производство техники внутри России. На одном из круглых столов с докладом выступала Инна Михалко, исполнительный директор Ассоциации импортеров и производителей спецтехники (АИПС). Она представила комплексную программу развития отечественного производства строительной техники. Сюда входит и локализация китайских заводов, и строительство российских заводов в рамках промышленной ипотеки, и гибкая индексация утилизационного сбора, и многое другое. В ближайшее время программу собираются передать в Правительство.
В Китае научились выпускать разнообразную строительную технику практически за последние 10 лет, и сделали это благодаря активному участию государства. Китайское государство финансово помогает своим компаниям посещать и международные выставки, в том числе СТТ. Может, нам стоит позавидовать китайцам белой завистью? Белая зависть позитивна, вынуждает работать лучше.
Контрафакт неистребим?
На СТТ всегда присутствовали запчасти. Но последнее время потребность в них возросла настолько, что запчасти выделили в самостоятельную выставку. Впрочем, представитель респектабельной компании «ZIPTEH SERVICE» Евгений Пестряков утверждает, что в их работе ничего не изменилось. Разве что увеличились заказы на китайские запчасти. Но они готовы обеспечить желающих любыми запчастями – японскими, немецкими и т.д. Весь вопрос в цене.
Увеличение потребности в запчастях вызвало всплеск контрафакта. В сегменте спецтехники он колеблется в диапазоне 20% – 30%, и это откровенные подделки. Контрафактная деталь служит в два – три раза меньше оригинала. Поток подделок обеспокоил заводы-изготовители спецтехники. На сайте того же ивановского «Крантэкса» даже разместили памятку – предупреждение о вреде контрафакта.
По мнению Елены Евсюковой, директора по развитию ООО «ДОЗ» (группа компаний ТЕХНОPARTS), основная причина всплеска контрафакта кроется в параллельном импорте. Его обратная сторона — отсутствие контроля правообладателей над ввозимой продукцией и её качеством.
А в сегменте запчастей параллельный импорт развит, как нигде. Кроме того, наряду с профессиональными организациями рынок наводнили небольшие фирмочки, срочно сменившие другую сферу деятельности. Даже частные лица занялись такой практикой. И уж они точно не принимают участие в выставке.
Тут самое главное – как избежать подделок? Ведь поставщики очень тщательно скрывают источники получения своего товара. Даже на выставке сотрудники компаний, занимающиеся поставкой запчастей, были крайне немногословны, говоря о своей работе. Олег Малаховский, руководитель компании «Рентал Тех», советует менять поставщиков. Таким образом, проще будет узнать, откуда привозятся запчасти, а заодно выяснить, насколько адекватную наценку устанавливают они на товар. Не мешает лично слетать и познакомиться с поставщиком. А еще опытные люди советуют по возможности научиться делать какие-то запчасти самим.
Все советы хороши. Но у контрафакта есть привлекательное свойство: он дешевле оригинала. И для многих покупателей это оказывается решающим. А раз есть спрос – будет и предложение.
День журналиста
На каждой выставке, независимо от ее специализации, находятся один-три человека, которые заявляют журналисту: «Про нашу компанию писать не надо! Ее знают все!». «Так еще больше людей будут знать о вас». «А зачем?». Если б они ведали, сколько лет десять назад было участников выставок, которых тогда «знали все», а теперь их названия никто не вспомнит.
В этот раз с таким заявлением встретили на стенде одной из китайских компаний. Конечно, ни в коем случае не китайцы - это русские менеджеры так «работают» над имиджем компании. Посоветовали писать…о своих конкурентах. Иностранцы никогда не отказываются от беседы. Если надо, позовут переводчика. А сами китайцы на стенд и затащить могут.
Похоже, не все наши руководители осознают, что к выставкам людей надо готовить. Не всякий человек с утра до вечера способен отвечать на вопросы. Вот и маются такие бедняги. Рассуждают – вы у нас трактор (кирпич, насос и т.д.) не купите? Ну и о чем тогда разговаривать? Молодежь полюбила термин «коммерческая тайна». «Наша продукция – коммерческая тайна», - показывает милая девушка на выставленную на всеобщее обозрение технику.
Впрочем, эти примеры - исключения. В основном компании хотят, чтобы о них знали как можно больше людей. Галичский автокрановый завод действительно хорошо известен строителям. С первого участия в выставке его руководители проводят встречи с журналистами. Сейчас он вошел в состав ООО «Кудесник» вместе с Клинцовским и Камышинским крановыми заводами. А День журналиста сохранился, проходит в четверг.
Как рассказывает Елена Прогонская, заместитель директора конструкторского бюро перспективных разработок АО «ГАКЗ», приглашения журналистам и блогерам, которые пишут на автомобильные темы и тему спецтехники, рассылаются за два месяца до выставки. Для журналистов проводят экскурсию по заводской экспозиции. Главные конструкторы рассказывают о новинках, о том, что сделано за год. Находит время для общения с журналистами председатель совета директоров Олег Зеленский. Некоторые представители пишущей братии познакомились друг с другом на стенде «Кудесника».
Многие россияне побывали в свое время на выставке «Bauma» в Мюнхене, и на вопрос «Что больше всего понравилось?» в первую очередь с восторгом отзывались о специалистах, которые встречают их на стендах. Видимо, туда отбирают лучших.
Елена Бабак
Фото: Константин Голин
Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_06_2024_pc.pdf