ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Светлана Разворотнева: граждане не должны остаться один на один с неработающим лифтом
23.06.2024
Вертикальный транспорт

Светлана Разворотнева: граждане не должны остаться один на один с неработающим лифтом

Немногим более полугода остается до срока, когда могут быть остановлены тысячи лифтов в жилых домах - технический регламент Таможенного союза предписывает остановить изношенные механизмы в срок до 15 февраля 2025 года. На сегодня это один из самых глобальных проблемных вопросов лифтового сообщества.

Как если не решить, то хотя бы приступить к решению проблем замены десятков тысяч отработавших свое лифтов, какие решения законодателей и Правительства России для этого необходимы, журналисты журнала «Строительство» обсудили с заместителем председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светланой Разворотневой:

- Светлана Викторовна, в последнее время активно поднимается вопрос с заменой старых лифтов в жилищном фонде, в том числе и вы говорили об этом на многих мероприятиях и заседаниях. Почему вдруг так обострилась эта проблема?

- На самом деле, не «вдруг», эта проблема накапливалась, и теперь «количество переросло в качество». С одной стороны, у нас есть требования технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», согласно которым изношенные лифты надо поменять к февралю 2025 года. И пока близко не подошел конечный срок, все закрывали на это глаза, не осознавая масштаб бедствия.

Кроме того, у нас довольно длительный период отсутствовал государственный орган, который осуществлял бы контроль за состоянием лифтов. Но с осени 2023 года Госдума приняла закон, согласно которому Ростехнадзор приступил к этим обязанностям. А значит, в ближайшее время, в рамках своих обязанностей, он начнет останавливать лифты.

Ну и третье – это резкое увеличение стоимости самого лифта и его установки. Для многих граждан, особенно тех, кто копит средства на спецсчетах на капремонт многоквартирного дома, стало окончательно понятно, что за эти деньги они лифт не заменят. В связи с этим многие дома переходят со спецсчетов в региональные фонды капремонта, нагрузка на них растет, потому что появляется большое количество изношенных лифтов.

Вот такое стечение разных обстоятельств, которое привело к тому, что эту тему стали все чаще поднимать и на площадке Совета Федерации, и на площадке Государственной Думы. В итоге Минстроем и Минпромторгом России был сформирован проект  дорожной карты, который внесен в Правительство России и пока проходит согласования.

- Вы упомянули, что до последнего времени мало кто осознавал глубину проблемы – а какова она, что называется, в цифрах? Это десятки тысяч лифтов под замену? Цифры называются самые разные – от 40 до 100 тысяч лифтов…

- По данным Минстроя России, в настоящее время в эксплуатации находится более 600 тысяч лифтов, износ которых в ряде регионов составляет более 50%. К 2025 году более 140 тысяч лифтов должны быть заменены - из них 96 929 с истекшим сроком эксплуатации и 43 317 с истекающим назначенным сроком службы до 2024 года. Примерная стоимость этих работ составляет порядка 300 млрд рублей, а точную сумму назвать невозможно, поскольку в России отсутствует сплошной технический учет состояния многоквартирных домов, и, следовательно, мы не имеем реальных представлений об износе общедомового имущества вообще и лифтов в частности.

Другое дело, что мы не всегда одинаково понимаем, что такое необходимость замены лифта. Если брать лифты старше 25 лет, тут все понятно, потому что все эти сроки обозначены в документах. А если говорить про износ, то все зависит от содержания лифта – какой-то и через 2 года выходит из строя, а какой-то может и больше прослужить. Поэтому какой лифт завтра остановит Ростехнадзор, мы знать не можем - это может быть и совершенно «свежий» лифт.

- Вы говорили, что несмотря на все обращения, денег на замену лифтов не выделяется: Правительство в бюджет  эти деньги не закладывает, средств  фондов капремонта не хватает. Насколько это большая проблема?

- На самом деле, отсутствие средств – это самая большая проблема, потому что замена лифтов  - самый дорогостоящий вид работ в рамках капремонта. А в последние годы они очень сильно подорожали, сейчас меньше, чем за 3 миллиона рублей, лифт заменить невозможно. На заседании Общественного совета Минстроя России замминистра  Алексей Ересько докладывал, что регионы все больше рассматривают возможность софинансировать программы замены лифтов. Нужно отметить, что некоторые регионы уже сейчас существенно нарастили это софинансирование - в 2023 году, по данным Алексея Ересько,  из региональных бюджетов на эти цели было выделено 12 миллиардов рублей. Это в полтора раза больше, чем в 2022 году. По закону регионы имеют на это право, но не обязанность.

Единственный год, когда реально выделялись бюджетные средства на замену лифтов, - это 2020 год, но это было всего 10 млрд рублей, и они пошли на реализацию программ факторинга, то есть оплата за установку лифта происходила в рассрочку, а ставка, которая обеспечивала этот товарный кредит, субсидировалась из бюджета. А при нынешней ключевой ставке ЦБ это сделать практически невозможно.

Поэтому стоит вопрос, какого рода должна быть государственная поддержка программы замены лифтов. Предлагались разные варианты – например,  Минпромторг предлагал механизм  дофинансирования разницы в стоимости установки лифта сверх установленной цены. Очень пригодилось бы субсидирование процентной ставки по кредитам, которые могли бы взять собственники на установку лифта, особенно там, где деньги на капремонт копятся на спецсчетах.

Ведь у нас сейчас самая сложная ситуация с теми домами, которые выбрали способ накопления средств на капремонт в виде счецсчета. Потому что в общем котле можно перераспределить средства, а здесь абсолютно отсутствует возможность заимствований, и банки собственников этих домов не кредитуют, не считают их надежными заемщиками, да и ставки по кредитам высоки. А если бы это были государственные гарантии и субсидирование процентной ставки, то спецсчета смогли бы с этим справиться, особенно если к этому еще добавить программу факторинга, которая позволяет растянуть выплаты на пять лет. Но пока это только планы, до реализации которых очень далеко.

- У меня такое впечатление, что лифт не воспринимается как часть системы ЖКХ, и в тех 4 трлн рублей, которые выделяет Правительство на модернизацию систем ЖКХ, лифтов-то нет!

- Увы, это так, по крайней мере, по моей информации, потому что мы пытались, в том числе и в обращении Госдумы, указать, что нужно в рамках модернизации коммунальной инфраструктуры учесть и потребности в замене лифтов. Но пока, к сожалению, заявки Минстроя России, которые они подавали несколько последних лет на выделение денег на замену лифтов, тоже не были поддержаны. То есть лифт воспринимается как часть общедомового имущества, за которое должны отвечать собственники, и государство не должно туда лезть.

Кроме того, 4,5 трлн рублей на модернизацию инфраструктуры ЖКХ – это оценка 2022 года, сейчас они уже, скорее всего, будут недостаточны. В федеральном бюджете из этих денег заложено всего 250 млрд рублей, а до 2030 года запланировано 1,5 трлн рублей. То есть 3 трлн рублей нужно взять из частных инвестиций, и совершенно непонятно, кто и на каких условиях будет вкладывать сюда деньги. Поэтому говорить о том, что будут вложены огромные деньги в ЖКХ, пока со 100% уверенностью нельзя.

- Ростехнадзор вскоре может начать останавливать старые лифты, и если с точки зрения безопасности это правильно, то для жителей таких домов это катастрофа. И что делать в этой ситуации?

- Если четко следовать букве закона, то лифт – это общее имущество граждан, и они несут ответственность за его надлежащее содержание, ремонт и так далее. То есть им нужно скидываться на ремонт или замену лифта, но мы понимаем, что при нынешней стоимости и уровню доходов населения это практически невозможно. Я знаю, что наши коллеги, в том числе производители лифтов, разрабатывают разные другие схемы. Например, вывести лифты из состава общедомового имущества и сделать их имуществом какого-то юридического лица, которое заключает договор на контракт жизненного цикла, то есть на поставку лифта и на его обслуживание, не допуская преждевременного старения. Но мне кажется, что пока эти схемы –  теория, которая нескоро станет практикой.

- Наверно, не нужно забывать, что лифты стоят в домах не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в районных и областных центрах, и последний раз их не ремонтировали никогда. А уровень доходов у людей такой, что они никогда не смогут собрать деньги на лифт. Что здесь можно сделать с правовой точки зрения для выравнивания ситуации?

- Как я уже говорила, вопрос упирается в деньги, поэтому наша задача - донести эту озабоченность до Правительства. С точки зрения законов, на мой взгляд, необходимо сделать обязанностью регионов участвовать в софинансировании программ замены лифтов. А для этого нужно обеспечить льготное кредитование тех же ФКР и тех, кто хранит средства на спецсчетах. И второе – нужно создавать нормальную финансовую схему и прежде всего - льготное финансирование.

- Сейчас с российского рынка ушли зарубежные производители лифтов – а производят ли российские лифтовики столько лифтов, чтобы хватило и на новое строительство, и на замену?

- Да, конечно, тем более что наши лифтовые заводы загружены всего на 60%, поэтому они могут производить лифтов гораздо больше, чем сейчас. У нас научились делать скоростные лифты для высотных зданий – это предлагает МЕТЕОР-Лифт. Кроме того, есть поставки лифтов  из Белоруссии.

При этом главная проблема с точки зрения качества – это китайские производители или те, кто собирает лифты из китайских деталей, потому что там требования к качеству значительно ниже, и если наш лифт рассчитан на срок службы 25 лет, то они больше 10 лет не закладывают. Но с учетом господдержки они предлагают лифты ниже себестоимости, ставят заводы в странах ЕАЭС и тем самым избегают таможенных сборов. Поэтому нужно защищать наших производителей, которые выполняют именно российские требования по безопасности лифтов. И, конечно, очень важно качество содержания лифтов, потому что управляющая компания делает это по остаточному принципу, заключая договор на обслуживание с неквалифицированными организациями.

- В чем вы видите роль депутатского корпуса в разрешении этой ситуации? Нужны законы, нормативные документы, постоянные обращения в Правительство?

- Нужно все, что вы перечислили, потому что коллеги из регионов обращаются к нам как к депутатам профильного Комитета и просят обратить внимание на эту проблему. С точки зрения законодательства нужно сделать два шага, о которых я уже упомянула: вменить регионам в обязанность софинанировать программы замены лифтов и освободить производителей и монтажников от уплаты НДС. Это позволит на 20% снизить стоимость продукции, и мне искренне непонятно, почему мы золото должны продавать без НДС, а лифты с НДС.

Кроме того, нужно субсидировать факторинг -  сейчас за эту программу отвечает ФРТ, но он посчитал стоимость замены лифтов и пришел, мягко говоря, в изумление, потому что при нынешней ключевой ставке это очень дорого.

- Хотелось бы надеяться на роль профсообщества в этих процессах, но, к сожалению, лифтовики начали делить зоны влияния, и два года назад в пику Национальному лифтовому союзу создали Евразийскую лифтовую ассоциацию (ЕЛА). Как вы смотрите на такие тенденции?

- Весьма не вовремя лифтовики вместо того, чтобы вместе двигаться к общим результатам, увеличивать рынок, его начинают делить. А споры о том, кто главный  - монтажники или производители лифтов - продолжаются уже давно, и это большая трагедия, когда профессионалы начинают друг с другом бодаться. В принципе, я понимаю интерес производителей не только делать, но и продавать, устанавливать и обслуживать лифты. Но, помнится,  что еще лет пять или шесть назад были попытки прямых поставок лифтов с того же «ЩЛЗ» в Ленинградскую область. Там история закончилась довольно плачевно – лифты лежали, никто их не устанавливал и так далее. И подчеркну, что во всем мире производители никогда не торгуют напрямую теми же автомобилями – для этого существуют торговые дома, а для обслуживания – сервисные центры. Мне кажется, это применимо и к лифтам. Возможно, выход в том, чтобы производители создавали полную цепочку работы с лифтом – от создания до эксплуатации, но здесь тоже много своих подводных камней.

С другой стороны, производители справедливо говорят о том, что они не могут планировать свое производство, так как  непонятно, кто выиграет тендер на замену лифтов в конкретном фонде капремонта. А лифт – это такая конструкция, которую быстро не сделаешь, производственный цикл достаточно большой, а сроки конкурсов минимальные. В результате у производителей образуется затоваривание складов.

На самом деле, для производителей очень важно долгосрочное планирование, нужно бы сделать какие-то долгосрочные контракты или  квоты, но на это вряд ли пойдет Федеральная антимонопольная служба. Руководитель ДОМ.РФ Виталий Мутко на встрече с депутатами жаловался, что он попытался заключить контракты на поставку лифтов на большую сумму и на длительный срок, однако к нему стала предъявлять претензии ФАС, поскольку это нарушает конкуренцию.

На мой взгляд, в лифтовой отрасли в последнее время сложилось качественная профессиональная среда, стала обязательной независимая оценка квалификации специалистов лифтовой отрасли, и мне кажется, не стоит разрушать это единое профессиональное пространство. Нужно, собираться вместе, думать, как решать проблему, чтобы не оставить людей один на один с неработающим лифтом.

Лариса Поршнева,

Константин Голин

Этот материал опубликован в июньском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_06_2024_pc.pdf

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо