Строительный фальсификат: время избавляться от вредных привычек!
На самые злободневные вопросы, связанные с противодействием фальсификату строительных материалов, журналу «Строительство» и Агентству новостей «Строительный бизнес» отвечают исполнительный директор Ассоциации НОПСМ, член Общественного совета при Росаккредитации Антон Солон и руководители профильных отраслевых объединений строительных материалов и изделий. Фактически у нас получился заочный круглый стол под руководством Антона Солона, в котором участники могли высказать свои позиции по большому кругу вопросов.
- Каков в целом объем фальсификата на рынке строительных материалов и изделий, и каковы тенденции последних лет? Есть ли рост этих показателей в 2023-2024 годах и почему?
На сегодняшний день объем фальсифицированных строительных материалов и изделий достаточно большой. По самым разным оценкам доля фальсификата и контрафакта на рынке строительной продукции может достигать 25-30%. Учитывая общую емкость рынка строительной индустрии, этот показатель вызывает обоснованное беспокойство у руководства государственных органов и бизнес-сообщества.
Однако следует подчеркнуть, что общую (централизованную) статистику по учету выявленного фальсификата строительной продукции в России никто не ведет: на сегодняшний день такие сведения получены экспертным путем на основе сопоставления данных Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту строительной продукции и публикуемых результатов независимых мониторингов, которые проводят отраслевые объединения участников рынка стройиндустрии.
Подсчитать реальный объем фальсифицированной строительной продукции в денежном выражении также затруднительно, но можно с уверенностью сказать, что счет этот идет на триллионы рублей.
Что касается тенденций распространения строительного фальсификата, то можно охарактеризовать их как умеренные: сформировавшаяся на сегодняшний день ситуация является «стабильно напряженной» последние 5-7 лет, а в последние годы обусловлена устойчивым стремлением государства к сокращению контрольно-надзорных мероприятий, в том числе в связи с введением санкций и необходимостью наращивания объемов импортозамещения по ряду номенклатурных групп строительных материалов. Помимо упразднения функций Росстандарта, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 установлен мораторий на проведение проверок бизнеса.
Оценивая то, как меняется ситуация с распространением строительного фальсификата сегодня, нужно в первую очередь отметить позитивные тенденции: доля некачественной и небезопасной продукции пусть медленно, но уверенно снижается.
По мнению председателя EL-Комитета НОПСМ Дмитрия Зорина, производители строительного фальсификата на сегодняшний день фактически полностью заняли свою «теневую нишу» на рынке, дальнейший рост масштабов этого негативного сектора затруднителен и фактически регулируется общими законами рыночной экономики. А вот сужение этой «ниши» и выдавливание недобросовестных производителей с рынка только набирает свои обороты…
Похожую оценку ситуации также дает генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем (далее – АПТС) Владислав Ткаченко: «Рост показателей, на наш взгляд есть, но не большой, так как отсутствие государственного надзора и контроля (в том числе, по сути, отсутствие входного контроля при строительном контроле, в том числе, производимого силами Росстройконтроля) компенсируется (к сожалению) общественным контролем ассоциаций. Данный рост в нашем случае вызван увеличением объема производства и поставки (то есть, это рост абсолютных показателей - рост рынка полимерных труб почти 2 раза за последние 5 лет, и совсем не большой рост относительных показателей – доли фальсификата)».
Генеральный директор Евразийской Ассоциации рынка отопительных систем (далее – ЕВРАРОС) Игорь Прудников оценивает объем фальсификата в представляемом сегменте строительных изделий в районе 10%. Этот показатель незначительно колеблется на протяжении последних трех лет, когда был отменен государственный контроль за обращением на рынке ряда строительных изделий и материалов. Занимаются фальсификацией примерно одни и те же компании – это и российские производители, и отдельные поставщики отопительных приборов из-за рубежа – Киргизии и Китая.
- Какие материалы и изделия фальсифицируют больше всего, в каких объемах и почему?
В зоне риска сейчас находятся практически все номенклатурные группы строительных материалов и изделий. Так, по данным отраслевых объединений производителей строительной продукции, в сегментах полимерных труб для сетей газо- и водоснабжения доля фальсификата варьируется от 10 до 20%, цемента до 25%, сухих строительных смесей до 30-40%, электротехники 50-60%, в том числе кабельной продукции – до 70%.
Основными причинами распространения фальсификата строительных материалов по-прежнему остаются:
- высокая экономическая «выгода» от производства и реализации фальсификата (сверхприбыль недобросовестных производителей складывается из того, что «экономия» при производстве фальсификата достигает 50-60%, а цена такой продукции на рынке ниже качественных аналогов лишь на 10-15%);
- высокая «конкурентоспособность» фальсификата в условиях фактического отсутствия (неэффективности) государственного контроля и недобросовестного поведения продавцов (поставщиков), а также строительных организаций, стремящихся всеми способами «удешевить» конечную стоимость возводимого объекта;
- неэффективность существующих механизмов привлечения к ответственности недобросовестных производителей и продавцов строительного фальсификата, а также несогласованность мер государственного регулирования и надзора в этой сфере;
- отсутствие у конечных потребителей знаний о требованиях безопасности и качества строительной продукции, способах выявления фальсификата.
В развитие данной темы руководители отраслевых объединений производителей стройматериалов подчеркивают, что больше всего фальсификата фиксируется в тех товарных группах, где:
- низкая стоимость создания производства и «входа на рынок» (как правило, чем выше начальные инвестиции, тем нужнее компетентный инвестор, у которого есть возможность нанять более квалифицированный штат сотрудников, выпускать более качественную продукцию);
- невысокий уровень технологической сложности сырья (композиции) - чем сложнее и дороже процесс производства, тем выше вероятность наличия более доступного фальсификата на рынке;
- высокая доступность сырья, уровень колебаний цен и конечной цены сырья на рынке (чем цены выше, тем выше доля доступного фальсификата);
- продукция используется для «скрытых работ» – под землей, в стенах, в стяжке и скрыты от визуального контроля, вероятность применения фальсификата выше;
- сложно определить качество при приемке или входном контроле — чем проще и понятнее процедура входного контроля качества, чем больше экспертных организаций и лабораторий, тем меньше фальсификата и брака.
Как подчеркивает Дмитрий Зорин, по сути, недобросовестные производители выстраивают свой «бизнес» по запросу потребителей: кому какая строительная продукция нужна подешевле – там и наращивают предложение.
- Кто главный потребитель фальсификата? В чем причины того, что потребители покупают фальсификат?
По наблюдениям специалистов Ассоциации НОПСМ, основными потребителями (как в денежном, так и в количественном выражении) строительного фальсификата являются строительные организации. При этом некачественные строительные материалы и изделия применяются широко как в массовой застройке, так и в небольших подрядах (ИЖС). И причина такого недобросовестного поведения вполне объяснима – застройщики всеми способами стремятся снизить (в случаях с государственными подрядчиками с фиксированными сметами – удержать) затраты на строительство, в том числе вступая в бизнес-коллаборацию с нечистыми на руку производителями.
Ключевая закономерность, которую выявили специалисты нашей Ассоциации, в том, что масштабы фальсификата наиболее распространены там, где высоки показатели экономической активности в строительной сфере. Таким образом, в группе риска оказываются, как правило, крупные городские агломерации с большими масштабами застройки жилья.
Использование фальсифицированных строительных материалов, как и их изготовление, в подавляющем большинстве случаев являются умышленными действиями. Строительные организации являются квалифицированными потребителями строительной продукции, а это означает, что их специалисты должны разбираться в качественных характеристиках строительных материалов и изделий. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Данным Положением устанавливаются обязанности подрядчиков и заказчиков строительства проводить проверку качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства. Однако на практике подрядные организации проверяют у поставщиков только разрешительную документацию (сертификаты соответствия, паспорта качества, которые нередко оказываются фиктивными), а вот реальный контроль качества продукции не производится.
По мнению Дмитрия Зорина, на ситуацию нужно смотреть более прагматично: по факту спрос на строительный фальсификат формируют не строительные организации в целом, а их специалисты по закупкам стройматериалов. Это очень хорошо видно на примере отдельных строительных изделий. Например, кабельная продукция занимает в смете жилых и общественных зданий долю в районе 3-6%. Если представить, что строительная компания решает купить кабель с занижением характеристик ГОСТ (фальсификат), цена которого, как правило, на 10-15% дешевле качественного аналога, то ее «выгода» на конкретном объекте составит от нескольких десятков до трех-пяти сотен тысяч рублей максимум. Большая это сумма для строительного бизнеса? Нет! Выгодно ли руководству авторитетной строительной организации «пачкать руки» на таких схемах? Опять нет! Так почему это происходит? Виной всему пресловутый коррупционный фактор, который и есть главный драйвер развития теневого рынка стройматериалов.
Созвучный ответ на данный вопрос дает Игорь Прудников, подчеркивая, что гонка за дешевизной «квадратного метра» и позиция «ставим что угодно, собственник квартиры потом все равно поменяет на то, что ему нравится» является определяющей для многих застройщиков. Эксперты отмечают, что много фальсификата и на объектах капитального ремонта, за исключением Москвы, где и на объектах ФКР и Фонда реновации установлены четкие стандарты качества стройматериалов и осуществляется контроль со стороны Правительства Москвы.
В связке «производитель-потребитель фальсификата» работают свои законы рынка, считает Владислав ТкаченкоФальсификат – это, по сути, компромисс производителя для снижения себестоимости продукции по воле заказчика. Заказчик требует цену ниже конкурентов, а производители с помощью производства фальсификата вступают в недобросовестную конкуренцию с другими производителями».
Все это, по мнению экспертного сообщества, еще раз подчеркивает необходимость обеспечения адекватной и неотвратимой ответственности застройщиков и подрядчиков за использование фальсифицированной продукции, потому что именно они создают своими действиями непосредственную угрозу для людей и подпитывают спрос на данный вид запрещенных к использованию товаров.
Несколько по-иному видит ситуацию исполнительный директор ассоциации РОСИЗОЛ Евгения Свиридова: «К сожалению, в ряде случаев потребителями фальсификата могут быть лица, которые не осведомлены об этом: и профессиональное сообщество, и частные покупатели. Определить соответствие материала или изделия заявленным характеристикам «на глаз» зачастую невозможно».
- Чем реально грозит замена качественных материалов и изделий на фальсификат (если можно, по группам материалов и изделий) для конечных потребителей, для бизнеса и для государства?
Использование фальсифицированных строительных материалов напрямую влияет на безопасность строительства, особенно многоэтажных строений и объектов социальной инфраструктуры. В числе наиболее тяжких последствий использования строительного фальсификата можно выделить обрушение конструкций, прорыв сетей водоснабжения, возникновение пожаров и задымлений и ряд других.
Например, использование фальсифицированной кабельной продукции с неизбежностью приведет к порче электрооборудования и возникновению различных ЧП. Если в первом случае ущерб можно измерить деньгами, во втором могут наступить непоправимые последствия для жизни и здоровья людей.
Председатель EL-Комитета НОПСМ – одного из ведущих российских экспертных центров по независимой оценке качества электротехники для строительной отрасли, Дмитрий Зорин подчеркивает, что к выбору кабельной продукции следует относиться ответственно, ведь не зря государственные стандарты устанавливают столь высокие требования к ее качеству и безопасности. Если иной возможности нет – кабель можно купить и на маркетплейсе, но гнаться за низкой ценой в этом вопросе уж точно не стоит.
Для бизнес-сообщества сохранение высоких масштабов распространения строительного фальсификата выступает ключевым фактором дезорганизации открытой и честной конкуренции: добросовестным производителям конкурировать в цене с фальсификатом практически невозможно. Если говорить о государственных интересах, то ситуация со строительным фальсификатом в существующем виде – это прямая угроза национальной безопасности.
Так, по подсчетам отраслевых объединений производителей строительных материалов, текущий общий объем рынка строительной продукции, в отношении которой не осуществляется государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов, составляет более 1,8 трлн руб. При этом размер ущерба от строительной продукции, не соответствующей обязательным требованиям, при нынешней доле составляет более 250 млрд руб. ежегодно.
Подобная «игра с качеством» может грозить изменениями потребительских свойств материалов и нести угрозу безопасности для людей, считает Евгения Свиридова. Кроме того, для экономики государства это также сулит большие издержки: строительство объектов из низкокачественных материалов укорачивает жизненный цикл зданий, строений, сооружений. Негативные последствия использования строительного фальсификата могут проявляться не только для потребителей, экономики, бизнеса и государства, но и для экологии страны, так как, например, горючие материалы могут выделять токсичные продукты горения, загрязнять воздух и почву, что не решает глобальные задачи по снижению выбросов СО2 в атмосферу. А для ликвидации последствий необходимо затратить значительные как государственные, так и частные средства.
Последствия использования строительного фальсификата можно увидеть в выпусках новостей чуть ли не ежедневно, отмечает Владислав Ткаченко: «Это преждевременный выход из строя объектов, перевод новых объектов в аварийные, нанесение вреда здоровью и жизни граждан. В случае с трубопроводами (внутридомовое отопление, наружные сети теплоснабжения) нередкими являются аварии в отопительный период, вследствие чего происходит вымораживание домов и городов, ожоги и различные травмы. В случае с сетями водоотведения (канализация) возможны провалы грунтов, дорог, зданий и сооружений и всего, что над сетями находится».
- Почему действующие требования к сертификации стройматериалов не справляются с противодействием фальсификату?
Ответ на данный вопрос не является очевидным. По мнению многих экспертов, в существующем виде российская система обязательного подтверждения соответствия строительной продукции является одной из лучших в мире. Чтобы получить сертификат соответствия или декларацию о соответствии, производители действительно должны доказать, что их продукция качественная и безопасная (в отдельных номенклатурных группах строительной продукции это сделать не так просто). Но как только разрешительные документы получены заявителем, контролировать качество выпускаемой им в обращение продукции попросту некому: в компетенцию ФСА эти вопросы не входят (за исключением ежегодного инспекционного контроля), Росстандарт соответствующими полномочиями не обладает, а Роспотребнадзор реагирует лишь на единичные обращения граждан, которые не отражают всей ситуации на рынке.
Следует отметить, что российские органы по сертификации в большинстве своем «обелились» за последнее время и работают по установленным нормативным регламентам. Немалая заслуга в этом целенаправленной и жесткой политики Росаккредитации. Однако в других государствах – участниках Таможенного союза ЕАЭС правила на рынке сертификационных услуг контролируются намного «лояльнее». Поэтому любой недобросовестный российский производитель может купить сертификат (без проведения испытаний образцов продукции) у «серого» органа по сертификации, например, в Кыргызстане или Армении, и спокойно реализовывать свою продукцию на территории России. Потребителям фальсификата в таких случаях даже пожаловаться некуда…
Другой аспект этой проблемы заключается в том, что в настоящее время далеко не все строительные материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия. Решить эту проблему возможно путем принятия ставшего уже многострадальным Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий». Однако консенсуса по содержанию этого документа нет как в отраслевом сообществе, так и в органах государственного контроля и надзора ЕАЭС.
Аналогичного мнения придерживается Евгения Свиридова: «На наш взгляд, в России одни из самых высоких требований, нормативно-правовая база подготовлена. Но без своевременного и качественного контроля противодействовать фальсификату не представляется возможным. По опыту борьбы с недобросовестными производителями – на тестирование могут предоставлять действительно качественные материалы, но на строительный объект более дешевые и не соответствующие заявленным характеристикам. Также есть случаи, когда при посещении пожарной лаборатории обнаруживается, что нет ни присущего запаха гари, ни видимости эксплуатации оборудования, а данные организация периодически выдают протоколы пожарных испытаний».
Нужно понимать, что в существующем виде сертификация не может (и не должна) в одиночку справится с фальсификатом, считает Владислав Ткаченко. На сегодняшний день обязательная сертификация – это, по сути, допуск на рынок. Система добровольной сертификации на текущий момент дискредитирована отсутствием должного регулирования и контроля в рамках 184-ФЗ «О техническом регулировании». Помимо сертификации нужен контроль и надзор за продукцией в обращении. Кроме того, у нас даже обязательная система сертификации подвержена коррупции и часто нацелена лишь на извлечение прибыли, а не на контроль за качеством продукции до введения в оборот. Огромное количество сертификатов, выданных с нарушениями, регулярно фиксируется нашей Ассоциацией, но реакция ФСА на это крайне пассивная.
- Нужно ли вносить изменения в действующую систему Росаккредитации по регистрации органов по сертификации, и не она ли рассадник фальшивых лабораторий, органов по сертификации и сертификатов?
Качество и безопасность для рынка стройиндустрии – основополагающие принципы развития. Именно поэтому в последние годы в России экспертным сообществом активно ведется поиск путей развития как обязательной, так и добровольной систем сертификации.
Если и говорить о том, что в первую очередь нужно усовершенствовать на современном рынке сертификационных услуг, то особое внимание следует уделить опять же вопросам установления действенной неотвратимой ответственности за нарушение правил оформления и использования разрешительных документов и, собственно, за деяния, связанные с выпуском в обращение строительного фальсификата. В качестве наиболее действенных мер, как показывает опыт других стран, следует рассматривать привлечение руководителей недобросовестных организаций (как органов по сертификации, так и заводов-изготовителей) к уголовной ответственности, а также наложение оборотных штрафов.
Сторонником ужесточения государственного контроля в сфере деятельности Росаккредитации является также Игорь Прудников, который считает, что «необходимо возвращаться к советской модели технического регулирования или вернее к модели, которая сейчас эффективно работает в Республике Беларусь: должен быть единый орган, отвечающий за безопасность и качество продукции. Разделение функционала между Росстандартом и Росаккредитацией уже доказало свою неэффективность и даже опасность».
Евгения Свиридова уверена, что «без усиления контроля за лабораториями никакие изменения в действующем законодательстве не решат проблему выдачи фальшивых сертификатов».
- Есть ли системные предложения по борьбе с фальсификатом и контрафактом?
За последние несколько лет профессиональным сообществом производителей строительных материалов и изделий выработан целый комплекс предложений и мер по противодействию распространению строительного фальсификата.
Основное и главное, с чего нужно начать – это лишить недобросовестных производителей рынка сбыта. Как показывает опыт работы Ассоциации НОПСМ, борьба с фальсификатом строительных материалов будет успешной тогда, когда у него не будет спроса на рынке. Тут сработает основополагающий закон экономики – нет спроса, нет и предложения.
По мнению Дмитрия Зорина, снизить спрос на строительный фальсификат со стороны застройщиков и подрядчиков возможно не только за счет введения повышенной ответственности, создания четких механизмов обеспечения ее неотвратимости, но и путем введения иных регулирующих механизмов. Как известно, реализация и использование фальсифицированных стройматериалов уже сейчас предусматривает административную и уголовную ответственность, но реальных фактов привлечения к ней не так много. Отдельная проблема, требующая решения в рассматриваемой плоскости – снижение возможностей коррупционных проявлений при закупке строительной продукции застройщиками (особенно крупными).
В этой связи подход к противодействию фальсификату стройматериалов должен быть комплексным: нуждается в совершенствовании система государственного контроля (надзора) в этой сфере, требуется создание реестра недобросовестных производителей и поставщиков, а также единых требований организации входного контроля качества строительных материалов, поставляемых на объекты строительства. Решение о введении маркировки для отдельных групп строительной продукции также должно оказать существенное позитивное влияние на решение проблемы, но только в комплексе с другими мерами.
В этой связи также стоит напомнить, что с сентября 2024 г. стартовал, наконец, государственный эксперимент, в рамках которого Росстандарту были возвращены контрольно-надзорные полномочия в сфере обращения ключевых стройматериалов (цемент, сухие смеси, кабельная продукция, радиаторы отопления, бетонные смеси и строительные растворы). Представители компаний-производителей и их отраслевых союзов готовы оказать помощь и поддержку подразделениям Росстандарта в реализации вновь утвержденных полномочий.
По мнению Евгении Свиридовой, реализация практических мер борьбы со строительным фальсификатом должна осуществляться с участием экспертных организаций. Например, в Москве активную работу проводит ГБУ ЦЭИИС – подведомственное учреждение Мосстройнадзора, которое проводит выборочные отборы образцов материалов на строительных площадках для проверок (тестирований). Причем такие материалы отбираются экспертом из любой точки объекта, а не заранее подготовленные для проверок. РОСИЗОЛ считает, что только совместными усилиями бизнеса и государства возможно решить проблему с фальсификатом. Но без должного надзора над лабораториями и производителями материалов, контроля на объектах, к сожалению, эту борьбу не выиграть.
Большое количество согласованных и взаимоувязанных предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере обращения строительной продукции подготовлено специалистами Ассоциации АПТС. Как отметил Владислав Ткаченко, в числе таких предложений много поправок в действующие федеральные законы, которые уже подготовлены, прошли много обсуждений в профессиональном сообществе, в ФОИВах, а также в различных рабочих группах при Госкомиссии и в самой Госкомиссии по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции. При этом использование современных цифровых продуктов и средств является одним из ключевых механизмов реализации таких предложений.
Как показывает опыт, на современном рынке стройиндустрии и в строительной отрасли все большее влияние приобретают механизмы саморегулирования: производители строительной продукции объединяются в отраслевые союзы, которые вытесняют с рынка недобросовестных производителей, а строители координируют свою работу под началом региональных СРО и таких авторитетных строительных ассоциаций, как НОСТРОЙ и РСС. В случае объединения потенциала саморегулирования обоих сегментов возможно достижение колоссального синергетического эффекта борьбы со строительным фальсификатом, и тогда об этом негативном феномене будут вспоминать лишь в учебниках истории…
Первые шаги в этом направлении уже сделаны: совсем недавно Ассоциация НОПСМ разослала ведущим строительным компаниям России письмо с предложением на безвозмездной основе проверить качество строительной продукции, используемой на объектах строительства. Уже только по отклику на это предложение можно будет судить о добросовестности отдельных застройщиков и порядочности их служб снабжения.
Объединенная редакция Отраслевого журнала «Строительство» и Агентства новостей «Строительный бизнес» благодарит НОПСМ и лично исполнительного директора Антона Солона за предоставленный материал.
Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_09_2024_pc.pdf