Цены и сметы: что делать и как формировать?
В сессии «Совершенствование системы ценообразования в строительной отрасли», которую организовал НОПРИЗ, приняли участие президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, вице-президент НОПРИЗ Александр Вронец, заместитель руководителя Аппарата НОСТРОЙ Павел Малахов начальник Отдела разработки и актуализации методик по ценообразованию проектных и изыскательских работ Управления разработки сметных нормативов ФАУ «Главгосэкспертиза России» Мария Хромова и др.
Цены «знает» не ФГИС ЦС, а проектировщик!
Ценообразование и сметное нормирование в проектировании и строительстве является ключевым элементом для формирования реальной оценки стоимости объекта капитального строительства не только на стадии строительства, но и эксплуатации и утилизации. Экономия на этапе проектирования приводит к существенному увеличению стоимости и сроков строительства объекта, а также стоимости его эксплуатации – а этот период самый длительный в истории любого объекта недвижимости. Поэтому сам подход к ценообразованию при создании объекта нуждается в пересмотре и определенной реформе, особенно в части строительства объектов госзаказа, – об этом говорили практически все участники сессии.
Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров напомнил, что за счет бюджетных средств в стране строится порядка 20% от общего объема строительства зданий и сооружений. Это все социальные объекты - сады, школы, больницы, а также объекты транспортной инфраструктуры. Для них контроль ценообразования и сметного нормирования является очень важным, а ключевой в этом процессе является достоверная цена на строительные ресурсы, которая должна формироваться в системе ФГИС ЦС. Однако данная система до сих пор не заработала так, как должна была бы – в ней содержится всего 10% от всех строительных ресурсов, и при этом цена на них дают производители и поставщики данных ресурсов, что сказывается на качестве данных. По сути, система отстает от реальностей и рынка, и самого процесса проектирования и строительства – именно поэтому в итоге ни один объект не стоит столько, сколько это было определено на этапе проектирования и прохождения экспертизы.
Анвар Шамузафаров предложил свой подход в решении этой проблемы – брать данные для ФГИС ЦС из реальных проектов, прошедших экспертизу, потому что они все время обновляются:
«Мы предлагали национальными объединениями собирать данные для ФГИС ЦС у проектировщиков. Почему-то считается, что они будут некорректными, но это ведь те данные, которые прошли через госэкспертизу! Давайте их будем обновлять через ФГИС ЦС, а не ждать, пока они через третьи и четвертые лица попадут через регионы во ФГИС ЦС», - отметил президент НОПРИЗ.
Кроме того, нужно менять подход к формированию стоимости изысканий и проектирования – мировой опыт давно доказал, что экономия на этих этапах выливается в огромные затраты сначала на стадии строительства, а потом на стадии эксплуатации объектов, которая может продолжаться и 50, и 100, и 200 лет. Однако реально экономику эксплуатации объекта недвижимости при начале его проектирования у нас никто считать не умеет.
А на это накладывается еще и крайне низкое качество как проектной документации, так и самих проектировщиков – об этом говорил вице-президент НОПРИЗ Александр Вронец. Оставим сейчас в стороне тот факт, что большинство проектов, которые доходят до госэкспертизы, делают подрядчики, не состоящие ни в СРО, ни в Национальном реестре специалистов – есть гораздо более худшие примеры проектирования. Так, по словам А.Вронеца, огромное количество проектных работ выполняется вообще не проектировщиками, а неизвестно кем – а чем еще можно объяснить тот факт, что небольшой проект районного детского сада в одном из регионов России некие «проектировщики делали» три года, но так и не смогли закончить! Еще один проект – пристройка спортзала к школе – получил в госэкспертизе 440 замечаний, а сама экспертиза шла 240 дней. А срок проектирования 6-квартирного жилого дома был превышен на 180 дней. Так что эти проектировщики, которые участвуют в торгах и получают от госзаказчиков контракты и деньги? И сколько миллиардов рублей из-за такой работы улетело в трубу?
НОСТРОЙ – заказчику: посчитай, иначе сядешь!
Заместитель руководителя аппарата Национального объединения строителей Павел Малахов рассказал о цифровых сервисах НОСТРОЙ по ценообразованию в строительстве. Прежде всего, он отметил, что на рынке все еще сохраняется число специалистов, уровень квалификации и компетенций которых по-прежнему оставляет желать лучшего. Свое выступление Павел Малахов построил на примере капитального ремонта многоквартирных домов (МКД).
«Считается, что региональный оператор применяет двойную систему отбора подрядчиков: они проверяют, насколько компания достойна и может как квалифицированный подрядчик выполнять эти работы, а на втором этапе уже идут торги по стоимости проекта. В законодательстве прописано, что генподрядчик на ремонте многоквартирных домов должен в обязательном порядке быть членом СРО, обладать соответствующим компенсационным фондом и квалификацией. Но мы провели анализ в двух регионах и поняли, что данная система отбора не всегда работает, потому что в итоге на объекты выходит подрядчик – не член СРО», — рассказал Павел Малахов.
П.Малахов отметил, что в настоящее время строительная отрасль перешла на ресурсно-индексный метод (РИМ) ценообразования – это промежуточный этап к переходу на ресурсный метод, когда есть нормы трудозатрат, которые используются для той или иной задачи, а сколько это стоит, можно определить через ФГИС ЦС. «Огромная работа проведена Минстроем России и ФАУ «Главгосэкспертиза России» по переводу страны на РИМ. Но конечная цель – полноценный ресурсный метод, так записано в дорожной карте, утвержденной вице-премьером Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным. А для этого должна быть наполнена ФГИС ЦС ценами. Сегодня эта система буксует, достаточно сложно получать стоимость от производителей строительных ресурсов, потому что они не понимают своей заинтересованности в этой теме», — отметил он.
Сегодня все регионы страны перешли на РИМ, и эта система дает возможность регионам вывести объективную цену контракта, хотя ФГИС ЦС, действительно, наполнена всего на 10%, и с формированием достоверной цены контракта возникают сложности. Поэтому можно говорить о созданном механизме, а его применение зависит от квалификации и заинтересованности региональных властей.
Показателем объективности является ситуация на торгах, насколько правильно сформирована начальная максимальная цена контракта (НМЦК) и как проходили последующие торги по этому контракту: статистика торгов на работы по капремонту МКД показывает, что в 2023-2024 годах 82% торгов не состоялись (0 или 1 заявка). То есть, этот рынок стал неинтересен для подрядчика из-за низкой и недостоверной первоначальной стоимости работ.
Чтобы поправить эту ситуацию, НОСТРОЙ разработал бесплатные электронные сервисы, при использовании которых риск допустить ошибку при оценке стоимости работ на конкретном объекте сводится к минимуму. Сервисы размещены на сайте НОСТРОЙ – это Реестр добросовестных производителей и поставщиков стройматериалов, Лабораторный кластер, Электронная библиотека строителей и Электронный центр ценообразования.
В частности, Центр ценообразования построен таким образом, что заказчик совершенно бесплатно может сформировать правильную НМЦК, а также получить форму контракта в виде конструктора, соответствующего типовым условиям, предусмотренным законодательством. Кроме того, строительная компания через личный кабинет может добавить в эту систему реальную стоимость строительных ресурсов, которые она приобретает у реальных поставщиков для реального объекта, а также текущую заработную плату. Далее эта информация поступает на региональный уровень в саморегулируемую организацию и в Региональный центр ценообразования (при его желании работать в системе), и таким образом формируется достоверная картина стоимости строительных ресурсов в регионе.
На основе собранной информации можно провести анализ формирования стоимости и сроков строительства по аналогичным объектам как с соседними регионами, так и внутри самого региона – это очень полезно, особенно тогда, когда стоимость одного и того же объекта с сопоставимыми технико-экономическими показателями в соседних регионах различается на 100 млн рублей при общей стоимости ОКС в 1,3 млрд рублей.
«Ресурсы НОСТРОЙ позволяют заказчику еще перед выходом на торги правильно просчитать стоимость объекта — это залог того, что через три года к нему не придут правоохранительные органы и не станут задавать неприятные вопросы», — заявил Павел Малахов.
Спикер также представил Национальный реестр сметчиков – добровольный ресурс, в который включаются аттестованные специалисты высокой квалификации. Это хорошая возможность и для сметчика проверить свои знания и повысить статус, и для работодателя достоверно узнать квалификацию специалиста, которого он считает сметчиком – за 72 часа переподготовки знаний, достаточных для прохождения аттестации, получить невозможно.
НОСТРОЙ будет и дальше развивать свои электронные ресурсы, тем более, что большинство из них при дальнейшем расширении функционала вышло за заданные рамки и стало полноценными цифровыми платформами – в помощь заказчикам, сметчикам, строителям и проектировщикам.
При подготовке использованы материалы НОСТРОЙ