«Цифру» нужно не только внедрять, но и уметь ее считать
Группа «Самолет» представила большое исследование состояния строительной отрасли и готовности девелоперов к внедрению цифровых инструментов «Цифровизация строительной отрасли 2024». Застройщиком было опрошено более 200 респондентов, относящихся девелопементу и работающих в крупных городах с населением более 500 тыс. человек.
Один из основных выводов исследования, что строительная отрасль будет расти быстрее экономики России.
Как известно, в национальные цели развития страны до 2030 года входит обеспечение граждан жильем общей площадью не менее 33 кв. м на человека к 2030 г. и не менее 38 кв. м к 2036 г., а также повышение доступности жилья на первичном рынке.
Одновременно к 2030 г. более 30 млн кв. м жилищного фонда будет признано аварийным. На текущий момент уже около 100 млн кв. м имеют высокий уровень износа – более 65% и могут быть включены в программы реновации в ближайшем десятилетии.
В то же время к 2028 г. объем рынка цифровизации строительной отрасли увеличится в 4 раза, существенно опережая рост самих девелоперов. Так, по оценкам компании, отечественный рынок цифровизации достигнет 130 млрд руб. к 2028 г.
Это связано с тем, что представители бизнеса высоко оценивают приоритет цифровизации: свыше 80% респондентов отметили, что цифровизация принесла реальный измеримый эффект за последние 2–3 года. Причем респонденты рассматривают как «модные» направления цифровизации, так и более прагматичные: выборочные инновационные решения, внедряемые в строительной индустрии, дроны, ИИ и машинное обучение, облачные технологии, блокчейн, VR/AR.
Также компании могут быть склонны к использованию новых цифровых технологий, потому что это считается модным или современным. Однако инновационные решения в большинстве случаев внедрять сложно, дорого и долго, а эффективность проблематично измерить.
Как показал опрос, при выборе прагматичных направлений цифровизации 73% респондентов обращают внимание на сроки внедрения, 72% — на сложность внедрения, 67% — на стоимость внедрения, а 64% — на функциональные возможности.
Таким образом, к основным барьерам цифровизации традиционно относят стоимость и скорость внедрения.
При этом 82% представителей девелоперов серьезно относятся к оценке эффективности цифровизации бизнес-процессов, но только около 30% измеряют эффект до цифровизации, остальные — в процессе или после.
Прагматичный подход к цифровизации предполагает тщательное изучение конкретных потребностей компании, анализ текущих процессов и определение того, какие цифровые технологии могут реально улучшить эффективность бизнеса. Поэтому среди прагматичных направлений лидируют закупки, проектирование и управление документацией, что позволяет получить «быстрые эффекты» на бюджет — и это одна из ключевых причин повышенного интереса к цифровизации.
В настоящее время девелоперы отдают предпочтение прагматичным направлениям цифровизации, которые решают основные задачи бизнеса. Но в будущем приоритеты будут смещаться на процессы, улучшающие сроки, качество и управление закупками. Поэтому следующими приоритетами цифровизации строительной отрасли станут управление сроками и контроль качества строительных работ.
В то же время, отмечают в компании, уровень цифровизации в мире выше российского, а более высокий приоритет отдается процессам, улучшающим сроки и безопасность строительства.
Эффекты от внедрения
Как показало исследование, более половины девелоперов хотят измерять бизнес-эффекты, но только 40% умеют это делать, и свыше 50% девелоперов надеются, что смогут оценить эффект цифровизации на конкретных показателях и метриках.
Это связано с тем, что оценка эффектов цифровизации неоднозначна: 18% респондентов не пытаются их рассчитывать; 39% респондентов говорят о значительных затруднениях при расчете. И лишь у 43% компаний налажен процесс оценки эффектов. Причем зрелые компании, имеющие 15 и более внедренных решений, почти вдвое чаще уделяют внимание подсчету эффекта от цифровизации.
Низкий уровень доверия к эффектам цифровизации и непонимание методики подсчета – это ключевые сложности в их измерении. В связи с этим напрашивается вывод, что «цифровой» индустрии важно уделить внимание обучению заказчиков методике оценки эффектов цифровизации.
В целом отмечают эффекты от цифровизации выше 80%, но только 50% начинают оценивать эффекты до внедрения. Респонденты видят эффект во всех направлениях, но в наибольшей степени – свыше 90% он проявляется в «приемке квартир» и «контроле качества», а свыше 80% в закупках, снабжении и управлении строительством.
Стоимость и сроки строительства лидируют среди метрик оценки эффективности цифровизации. Именно эти метрики компании пытаются считать и обращают внимание на них при выборе продукта.
Около 50% оценивают эффекты до внедрения решений, остальные — в процессе или после.
Барьеры на пути
Сегодня около 60–70% девелоперов выбирают сторонние решения, и более 70% внедряют их силами внешних специалистов. Это связано с тем, что основные критерии выбора стороннего решения – это быстрое внедрение и функциональные возможности.
Причем, согласно опросу, ведущую роль в проектах цифровизации играет ИТ-департамент: он контролирует процесс, расходы и результат цифровизации. Однако и бизнес-заказчику важно участвовать при выборе оптимального решения до достижения эффектов.
Кроме того, на цифровизацию отдельный бюджет выделяют только в 35% случаев. Однако при планировании и инвестиционной оценке бюджет на цифровую трансформацию имеет смысл выделять в отдельную статью для контроля подразделением цифровизации в соответствии с дорожными картами.
Как отмечают респонденты, с проникновением цифровизации в процессы компании все больше ощущается недостаток «цифровых» компетенций сотрудников. Поэтому важно инвестировать в создание выделенных подразделений, развитие цифровых навыков сотрудников и адаптацию новых инструментов.
Наконец, в более 80% опрошенных строительных компаний на цифровизацию выделяют не более 100 млн руб. в год, что в среднем менее 1% выручки. Для сравнения: лидеры российского рынка розничной торговли тратят на цифровизацию до 5%. Ключевые направления, на которые выделяют наибольший бюджет, — это управление закупками, строительством и проектированием.
Как отмечают в компании, девелоперам стоит задуматься об увеличении бюджета и выборе новых направлений цифровизации для ускорения роста и достижения конкурентных преимуществ.
Опыт компании «Самолет»
«Самолет» подготовил и запустил цифровизацию девелоперских процессов. Была разработана стратегия цифровизации строительного процесса, составлен портфель требуемых решений и функциональности для цифровизации, выделены метрики стоимости и трудоемкости, а также определены целевые эффекты.
На основании реализованных мероприятий специалисты «Самолета» составили дорожную карту цифровизации. Изначально цифровое решение выбирают на основании оценки экономической эффективности, а приоритет отдается соответствию стратегическим целям и бизнес-эффекту. Подход к внедрению с пилотированием по имеющимся «шаблонам» позволяет снизить сложность и трудоемкость внедрения. В свою очередь, создание понятной дорожной карты с выбором решений в соответствии с эффектами и ожиданиями бизнеса способствует уменьшению напряжения между заинтересованными департаментами.
В результате за 3 года «Самолет» за счет внедрения цифровых инструментов увеличил среднюю производительность труда на 57%.
Как отмечают в компании, цифровизация строительной отрасли России идет полным ходом, и в ближайшие годы рынок ожидает многократное увеличение количества подобных проектов при том, что участники рынка по-разному подходят к выбору приоритетных направлений цифровизации. В то же время при выборе программных продуктов большинство девелоперов обращается к имеющимся на российском рынке вендорам в поисках решений с возможностью быстрого внедрения.
Галина Крупен
Фото: https://akwatoria.ru
Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_09_2024_pc.pdf