ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
«Цифру» нужно не только внедрять, но и уметь ее считать
06.10.2024
Цифровое строительство

«Цифру» нужно не только внедрять, но и уметь ее считать

Даже столь консервативная отрасль, как строительство, не может и не должна оставаться сегодня в стороне от активной цифровизации процессов. И аналитики уверены, что через 3,5 года произойдет скачок.

Группа «Самолет» представила большое исследование состояния строительной отрасли и готовности девелоперов к внедрению цифровых инструментов «Цифровизация строительной отрасли 2024». Застройщиком было опрошено более 200 респондентов, относящихся девелопементу и работающих в крупных городах с населением более 500 тыс. человек.

Один из основных выводов исследования, что строительная отрасль будет расти быстрее экономики России.

Как известно, в национальные цели развития страны до 2030 года входит обеспечение граждан жильем общей площадью не менее 33 кв. м на человека к 2030 г. и не менее 38 кв. м к 2036 г., а также повышение доступности жилья на первичном рынке.

Одновременно к 2030 г. более 30 млн кв. м жилищного фонда будет признано аварийным. На текущий момент уже около 100 млн кв. м имеют высокий уровень износа – более 65% и могут быть включены в программы реновации в ближайшем десятилетии.

В то же время к 2028 г. объем рынка цифровизации строительной отрасли увеличится в 4 раза, существенно опережая рост самих девелоперов. Так, по оценкам компании, отечественный рынок цифровизации достигнет 130 млрд руб. к 2028 г.

Это связано с тем, что представители бизнеса высоко оценивают приоритет цифровизации: свыше 80% респондентов отметили, что цифровизация принесла реальный измеримый эффект за последние 2–3 года. Причем респонденты рассматривают как «модные» направления цифровизации, так и более прагматичные: выборочные инновационные решения, внедряемые в строительной индустрии, дроны, ИИ и машинное обучение, облачные технологии, блокчейн, VR/AR.

Также компании могут быть склонны к использованию новых цифровых технологий, потому что это считается модным или современным. Однако инновационные решения в большинстве случаев внедрять сложно, дорого и долго, а эффективность проблематично измерить.

Как показал опрос, при выборе прагматичных направлений цифровизации 73% респондентов обращают внимание на сроки внедрения, 72% — на сложность внедрения, 67% — на стоимость внедрения, а 64% — на функциональные возможности.

Таким образом, к основным барьерам цифровизации традиционно относят стоимость и скорость внедрения.

При этом 82% представителей девелоперов серьезно относятся к оценке эффективности цифровизации бизнес-процессов, но только около 30% измеряют эффект до цифровизации, остальные — в процессе или после.

Прагматичный подход к цифровизации предполагает тщательное изучение конкретных потребностей компании, анализ текущих процессов и определение того, какие цифровые технологии могут реально улучшить эффективность бизнеса. Поэтому среди прагматичных направлений лидируют закупки, проектирование и управление документацией, что позволяет получить «быстрые эффекты» на бюджет — и это одна из ключевых причин повышенного интереса к цифровизации.

В настоящее время девелоперы отдают предпочтение прагматичным направлениям цифровизации, которые решают основные задачи бизнеса. Но в будущем приоритеты будут смещаться на процессы, улучшающие сроки, качество и управление закупками. Поэтому следующими приоритетами цифровизации строительной отрасли станут управление сроками и контроль качества строительных работ.

В то же время, отмечают в компании, уровень цифровизации в мире выше российского, а более высокий приоритет отдается процессам, улучшающим сроки и безопасность строительства.

Эффекты от внедрения

Как показало исследование, более половины девелоперов хотят измерять бизнес-эффекты, но только 40% умеют это делать, и свыше 50% девелоперов надеются, что смогут оценить эффект цифровизации на конкретных показателях и метриках.

Это связано с тем, что оценка эффектов цифровизации неоднозначна: 18% респондентов не пытаются их рассчитывать; 39% респондентов говорят о значительных затруднениях при расчете. И лишь у 43% компаний налажен процесс оценки эффектов. Причем зрелые компании, имеющие 15 и более внедренных решений, почти вдвое чаще уделяют внимание подсчету эффекта от цифровизации.

Низкий уровень доверия к эффектам цифровизации и непонимание методики подсчета – это ключевые сложности в их измерении. В связи с этим напрашивается вывод, что «цифровой» индустрии важно уделить внимание обучению заказчиков методике оценки эффектов цифровизации.

В целом отмечают эффекты от цифровизации выше 80%, но только 50% начинают оценивать эффекты до внедрения. Респонденты видят эффект во всех направлениях, но в наибольшей степени – свыше 90% он проявляется в «приемке квартир» и «контроле качества», а свыше 80% в закупках, снабжении и управлении строительством.

Стоимость и сроки строительства лидируют среди метрик оценки эффективности цифровизации. Именно эти метрики компании пытаются считать и обращают внимание на них при выборе продукта.

Около 50% оценивают эффекты до внедрения решений, остальные — в процессе или после.

Барьеры на пути

Сегодня около 60–70% девелоперов выбирают сторонние решения, и более 70% внедряют их силами внешних специалистов. Это связано с тем, что основные критерии выбора стороннего решения – это быстрое внедрение и функциональные возможности.

Причем, согласно опросу, ведущую роль в проектах цифровизации играет ИТ-департамент: он контролирует процесс, расходы и результат цифровизации. Однако и бизнес-заказчику важно участвовать при выборе оптимального решения до достижения эффектов.

Кроме того, на цифровизацию отдельный бюджет выделяют только в 35% случаев. Однако при планировании и инвестиционной оценке бюджет на цифровую трансформацию имеет смысл выделять в отдельную статью для контроля подразделением цифровизации в соответствии с дорожными картами.

Как отмечают респонденты, с проникновением цифровизации в процессы компании все больше ощущается недостаток «цифровых» компетенций сотрудников. Поэтому важно инвестировать в создание выделенных подразделений, развитие цифровых навыков сотрудников и адаптацию новых инструментов.

Наконец, в более 80% опрошенных строительных компаний на цифровизацию выделяют не более 100 млн руб. в год, что в среднем менее 1% выручки. Для сравнения: лидеры российского рынка розничной торговли тратят на цифровизацию до 5%. Ключевые направления, на которые выделяют наибольший бюджет, — это управление закупками, строительством и проектированием.

Как отмечают в компании, девелоперам стоит задуматься об увеличении бюджета и выборе новых направлений цифровизации для ускорения роста и достижения конкурентных преимуществ.

Опыт компании «Самолет»

«Самолет» подготовил и запустил цифровизацию девелоперских процессов. Была разработана стратегия цифровизации строительного процесса, составлен портфель требуемых решений и функциональности для цифровизации, выделены метрики стоимости и трудоемкости, а также определены целевые эффекты.

На основании реализованных мероприятий специалисты «Самолета» составили дорожную карту цифровизации. Изначально цифровое решение выбирают на основании оценки экономической эффективности, а приоритет отдается соответствию стратегическим целям и бизнес-эффекту. Подход к внедрению с пилотированием по имеющимся «шаблонам» позволяет снизить сложность и трудоемкость внедрения. В свою очередь, создание понятной дорожной карты с выбором решений в соответствии с эффектами и ожиданиями бизнеса способствует уменьшению напряжения между заинтересованными департаментами.

В результате за 3 года «Самолет» за счет внедрения цифровых инструментов увеличил среднюю производительность труда на 57%.

Как отмечают в компании, цифровизация строительной отрасли России идет полным ходом, и в ближайшие годы рынок ожидает многократное увеличение количества подобных проектов при том, что участники рынка по-разному подходят к выбору приоритетных направлений цифровизации. В то же время при выборе программных продуктов большинство девелоперов обращается к имеющимся на российском рынке вендорам в поисках решений с возможностью быстрого внедрения.

Галина Крупен

Фото: https://akwatoria.ru

Этот материал опубликован в сентябрьском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:  https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_09_2024_pc.pdf   

Анонсы
11 октября. Москва
Пятая конференция «Цифровизация в строительном бизнесе»
• • •
17-18 октября. Москва. НИУ МГСУ
Российский форум изыскателей
• • •
17 октября. Москва.
Конференция «СтроимПросто_DAY: искусственный интеллект»
• • •
21-25 октября. Москва. Центр международной торговли
Московский Международный жилищный конгресс-2024
• • •
5 по 8 ноября. ЦВК «Экспоцентр»
Выставка MITEX 2024
• • •
12 по 14 ноября. Москва. Гостиный Двор
VIII Международная выставка BUILD SCHOOL 2024
• • •
13 - 15 ноября 2024 г., Москва
ХХХII архитектурный фестиваль «Зодчество 2024»
• • •
13-15 ноября 2024 г., Москва. Отель Marriott Imperial Plaza
Международный строительный форум «АРКТИКА»
• • •
14 ноября. Екатеринбург
Форум ICID: найти заказчиков, улучшить условия для бизнеса
• • •
11-12 декабря. Москва. AMBER PLAZA
BIM-ФОРУМ Зима ’24
• • •
11-14 февраля. МВК «Новосибирск Экспоцентр
Siberian Building Week
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо