Искусственный интеллект и до Кирова довезет…
В Москве состоялся форум «Цифровая транспортация», где обсуждали применение «цифры» и ИИ в транспортной отрасли. В ходе мероприятия были затронуты наиболее эффективные отечественные практики применения ИИ в логистике, железнодорожных, грузовых и городских перевозках, экспериментальные правовые режимы, возможное будущее дорожно-транспортной инфраструктуры и перспективы «умных» дорог в России, а также оценка экономической эффективности внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ).
Старт беспилотному и цифровому движению
Главным событием форума стал запуск беспилотных грузовиков по трассе М-11 «Нева», в торжественной церемонии принял участие вице-премьер РФ Виталий Савельев.
Впервые беспилотный грузовой транспорт начал ездить по М-11 «Нева» летом 2022 года, но до открытия объезда Твери за рулем должен был находиться водитель. Теперь же грузовики получили возможность передвигаться самостоятельно, а водитель располагается на пассажирском сидении.
Сначала на трассе работало 3 автономных тягача, а за год их число увеличилось до 22. К концу 2024 года автопарк вырастет до 43 машин, а в следующем году составит уже 93 автомобиля.
Как рассказал Виталий Савельев, сегодня транспортная отрасль - лидер по внедрению и использованию цифровых решений во всех направлениях. Это позволяет повысить экономическую эффективность перевозок, улучшить качество обслуживания пассажиров и ускорить доставку коммерческих грузов, а главное – обеспечить дополнительные гарантии безопасности для потребителей услуг транспортного комплекса.
Кроме того, на сессии «Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа. Сделаем логистику действительно бесшовной» был дан старт двум мультимодальным маршрутам – FESCO и ГК «Дело». Одновременный запуск маршрутов состоялся из «Владивостокского морского торгового порта» во Владивостоке и из «Первого контейнерного терминала» в Санкт-Петербурге.
«ГосЛог» создается по поручению президента России и станет частью федерального проекта по цифровизации транспортной отрасли. Цель – сократить затраты на транспортировку на 16,5% к 2030 году и увеличить долю электронных документов до 90%. Это приведет к экономии 168 млрд руб. за счет снижения расходов на бумагу и оргтехнику.
В частности, в грузоперевозках участвует 312 видов бумажных документов объемом 5,26 млрд листов в год, каждый из которых в среднем состоит из 6 страниц. Эти документы содержат дублирующую информацию и представляются в контрольные органы в бумажном виде.
В результате платформа объединит цифровые логистические сервисы и будет служить «одним окном» для общения между государством и перевозчиками.
Опыт применения технологий
Как рассказал генеральный директор ГК ЦРТ Дмитрий Дырмовский, сегодня один из главных вызовов, стоящих перед транспортной отраслью, – это дефицит кадров. И текущие инструменты, доступные ранее, не позволяют этот риск минимизировать. В этой ситуации новые технологии, искусственный интеллект, большие языковые модели помогут бороться с этой проблемой.
Так, по итогам 2023 года, около 30% компаний транспортной отрасли использовали технологии на базе ИИ с высокой степенью цифрового суверенитета, то есть отечественные разработки.
В частности, как рассказал заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Евгений Чаркин, сейчас в РЖД используются 28 систем с искусственным интеллектом. А наиболее перспективные бизнес-процессы, которые будут иметь максимальный эффект с точки зрения применения технологии искусственного интеллекта, – это прогнозирование и моделирование, а также обслуживание инфраструктуры и подвижного состава.
В свою очередь заместитель председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Дмитрий Ваньчков рассказал, что сегодня почти 90% светофорных объектов в Петербурге работают с применением ИИ. В результате Северная столица стала одним из лидеров по внедрению «умных» светофоров и развитию интеллектуальных систем управления дорожным движением.
Такие светофоры имеют достаточный цифровой интеллект, что обеспечивает оптимальное распределение транспортных потоков. Это позволило стать Петербургу одним из самых безопасных городов России с точки зрения транспортного и социального риска. Причем каждый новый светофор становится элементом Автоматизированной системы управления дорожным движением, а старые объекты модернизируют, чтобы они тоже включились в систему.
Кроме того, Санкт-Петербург выбран в качестве площадки для тестирования и эксплуатации беспилотных трамваев. Горэлектротранс первым в стране начал эксплуатировать серийные трамваи с элементами ИИ, сейчас в городе их уже больше 250.
Все новые автобусы в городе оборудованы аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, системами климат-контроля, видеонаблюдения, обеспечения безопасности, информирования пассажиров и обнаружения пожара, а также тревожными кнопками и безналичной оплатой проезда.
«Умные» светофоры наряду с выделенными полосами для автобусов и троллейбусов стали важной частью новой схемы дорожного движения.
Беспилотное будущее
Как рассказал Олег Белозеров, до 2030 года РЖД планируют создать и запустить поезд дальнего следования с беспилотным управлением. Человек будет следить за беспилотным поездом и выполнять малые функции, чтобы обеспечить железнодорожную безопасность. Но полностью убрать машиниста из кабины пока нельзя, ведь ни одна технология, относящаяся к классу ИИ, не дает 100% гарантии безопасности, и существует возможность ошибок.
На данный момент грузовые и пассажирские поезда РЖД уже обладают большим набором автоматических функций управления.
А к 2025 году запланирован запуск беспилотников по ЦКАД – об этом сообщил министр транспорта РФ Роман Старовойт. Это связано с тем, что запуск беспилотных грузовиков на трассе М-11 оказался успешным, поэтому планируется расширить географию на ЦКАД в 2025 году и М-12 в 2026 году.
Обратная сторона медали
В то же время далеко не все эксперты разделяют оптимизм в отношении расширения горизонта деятельности беспилотников.
Так, руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль заявляет, что беспилотный транспорт на дорогах общего пользования подвергает риску всех участников дорожного движения.
По его мнению, беспилотный транспорт хорош только в закрытых местах, например, в метро. Но выпускать на дорогу открытого общего пользования беспилотник — это автоматически подвергать риску всех людей, которые там передвигаются. Для такого транспорта нужны специальные кластеры закрытого типа. Например, такие действуют в Китае: там создана соответствующая инфраструктура, и нет гражданских людей.
Эксперт подчеркивает, что с движением беспилотников на М-11 открылся ящик Пандоры, который полностью ставит крест на безопасности как грузового транспорта, так и тех, кто двигается рядом с ними. Он напомнил, что многие страны Европы и ряд штатов США отказались от беспилотного транспорта из-за высокой степени риска, т.к. он не всегда видит людей.
В целом, по мнению Константина Крохмаля, искусственный интеллект не заменит человека ближайшие 100–200 лет.
А, по словам директора по стратегии и развитию АО «Евросиб» Игоря Белова, из-за развития искусственного интеллекта люди чаще стали снимать с себя ответственность.
В частности, в 80–85% случаев работники группы компаний сильно полагаются на автоматизированные системы и соглашаются с ними в вопросах оптимизации. Так, готово брать ответственность за свои решения поколение, которое ближе к 40 годам и которое в жизни не так сильно полагалось на компьютеры. А в подавляющих случаях сотрудники подчеркивают, что данное решение приняла машина.
С ним согласен и начальник департамента информатизации ОАО «РЖД», генеральный директор АНО «НЦК ИСУ» Кирилл Семион, заявивший, что на откуп всевозможным инструментам люди отдают то, что не хотят делать сами из-за лени.
Иоланта Вольф
Этот материал опубликован в октябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке https://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_10_2024_pc.pdf