Куда заведет «дорожная карта» по BIM-технологиям – в светлое будущее или в кусты?
Ответственным за разработку «дорожной карты» был назначен Минстрой России, и вот теперь он представил в Правительство России, а также на суд профессионалов и общественности проект документа. Параллельно «дорожная карта» проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти. План рассчитан до 2020 года и состоит из 12 пунктов.
Нужно сказать, что ряд экспертов, которые получили сей документ, оценивают его скорее негативно, нежели позитивно. Как отметил в беседе с АНСБ один из экспертов, даже беглый анализ документа показывает, что 10 первых пунктов Плана связаны исключительно с вопросами ценообразования в эксплуатации объектов капитального строительства и не имеют никакого отношения к информационному моделированию в проектировании, строительстве и эксплуатации. То есть, можно констатировать весьма сильное несоответствие названия документа и его содержания.
Фактически, только 2 пункта относятся к самому информационному моделированию. Так, пункт 11 говорит о «разработке государственного стандарта информационного моделирования в процессах проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства».
А вот пункт 12 оставляет немало вопросов, так как в нем заявляется о создании «геоинформационной системы моделирования в процессах проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства..., обеспечивающей возможность автоматизированного проектирования с использованием электронных образов классификатора строительных ресурсов, сметных нормативов и нормативно-технических документов...».
В документе отсутствует какое бы то ни было упоминание о том, что переход информационное моделирование сделает строительную отрасли частью цифровой экономики, тогда как это одно из приоритетных направлений экономического развития, значимость которого недавно была подчеркнута в Послании Президента к Федеральному собранию.
В документе ничего не сказано о разработке нормативных правовых документов, поддерживающих переход на новые технологии, все нормативно-техническое регулирование сведено к единственному документу — стандарту, который призван охватить все возможные виды объектов и все стадии жизненного цикла сразу. Нет ни слова о новых профессиональных стандартах, где должны найти отражение новые требования, образовательных стандартах и о собственно образовании и повышении квалификации работников отрасли — работе на несколько лет вперед, которая и позволит сформировать те самые высококвалифицированные рабочие места, которые упомянул Зам. Председателя Правительства Д.Н. Козак в проекте обращения к Президенту.
В предлагаемом плане ничего нет про новые принципы ценообразования и оценке сметной стоимости в строительстве с применением информационных моделей. Ничего не говорится о новом формате представления строительной продукции — через электронные библиотеки и каталоги, о цифровом модульном производстве на основании моделей со сборкой на стройплощадке.
По сути ничего из того, что почти за три года было наработано профессиональным сообществом для Дорожной карты по BIM, востребовано не было. Трудно поверить, что документ может быть принять в таком виде.
По имеющейся у АНСБ информации, к разработке текста документа практически не привлекались члены профильной Рабочей группы Минстроя, а к экспертизе документа не привлекались члены Экспертного Совета по вопросам поэтапного внедрения технологий информационного моделирования.
Чем вызвана такая торопливость в представлении не до конца проработанного документа, трудно сказать. Возможно, это вызвано необходимостью отчитаться в положенный срок о выполнении поручения. Однако при этом остается за бортом большинство наработок профессионалов в области информационного моделирования, для которых, собственно, и разрабатывалась эта карта.
На условиях анонимности несколько собеседников АНСБ сообщили, что в Правительстве принято решение утвердить документ в представленном виде. Однако профессионалы, в любом случае, должны сделать попытку изменить карту в нужном направлении