СРО размещают средства компфондов в банках задарма – и с одобрения строителей
Напомним, что сегодня компенсационный фонд СРО имеет структуру, которую можно назвать «два в одном», поскольку он подразделяется на компфонд возмещения вреда (КФ ВВ) и компфонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО).
СРО обязана разместить компфонды на спецсчетах в банках, которые соответствуют требованиям, установленным Правительством. Таких банков сегодня 14.
Как раз в способах размещения компфондов и кроются шестеренки того механизма, который реально может сильно сократить расходы строителей в случае выплат из компфондов.
СРО подают банкам денежку «на бедность»?
Как определено законом, решение о том, в каком банке и на каких условиях будут размещены средства компенсационного фонда СРО, принимается на общем собрании членов СРО: «К исключительной компетенции общего собрания относится: …определение возможных способов размещения средств компенсационных фондов саморегулируемой организации в кредитных организациях» (Градостроительный кодекс Российской Федерации, ст.55.10).
Также руководство СРО на общем собрании обязано отчитаться перед своими членами о том, как уже размещены компфонды и какой процент от этого размещения получен. Напомним, что в соответствии с законом начисленные проценты по данным вкладам являются составной частью компенсационных фондов и пополняют его размер. Очевидно, что чем выше процент, который начисляется банком за хранение у себя денег, тем больше компенсационный фонд. Кроме того, доходы от размещения средств компенсационных фондов – это прибыль СРО. При формировании готового финансового отчета, а также при проведении ежегодного аудита, результаты которого также руководство СРО докладывает на общем собрании, этот показатель спрятать сложно. Однако многие СРО умудряются водить своих строителей за нос.
В распоряжении Агентства новостей «Строительный бизнес» оказалась статистика, которая показывает, что далеко не все СРО заботятся о том, чтобы их компфонды прирастали за счет максимально выгодного размещения. Так, 46 СРО из 225 разместили свои компенсационные фонды в банках под 0% годовых. То есть, в этих СРО компенсационные фонды не прирастают ни на копейку, а с учетом инфляции и вовсе сокращаются. При этом банки, которые инвестируют эти средства, вряд ли предоставляют их под 0% - средняя ставка банковского кредита сейчас составляет 10-12%. То есть, банки получают многомиллионные прибыли «благодаря» странной и сомнительной благотворительности со стороны ряда директоров СРО, а также общих собраний этих СРО.
В этой ситуации можно было бы понять СРО, которые работают с применением упрощенной системы налогообложения (УСН). Дело в том, что проценты, начисленные банком на размещенные средства компфонда, относятся к доходу (прибыли) организации, и с них СРО придется платить налог. В случае с организациями, работающими по УСН, заплатить налог с доходов непосредственно со специального банковского счета согласно действующему законодательству нельзя. Получается, что хоть компфонд и прирастает, но средства на уплату налогов необходимо изыскивать,собирая с членов СРО дополнительные взносы.
Иначе обстоят дела у тех СРО, кто выбрал общую систему налогообложения (ОСН). Им сегодня закон разрешает платить налог на прибыль из этой самой прибыли – начисленных процентов. То есть со спецсчета. В этом случае риска для выгодного размещения средств компфондовнет – ничего дополнительно искать не надо. И компфонд прирастает, и налог с него взимается внутри системы.
Но на практике картина странным образом меняется. Финансовые эксперты отмечают, что большинство региональных СРО, сидящих на «упрощенке» (УНС), как раз и стараются разместить свои компфонды под более высокий процент. Таких СРО – около половины от общего числа.
А из тех 46 СРО, кто разместил компфонды под 0% годовых, на УСН находятся 31, а на ОСН – 15. Из 15 СРО – «банковских благотворителей», 6 работают в Москве, 3 – в Центральном федеральном округе, по 2 СРО – в Санкт-Петербурге и Приволжском федеральном округе и по одной – в Сибирском и Южном федеральном округах.
Более того, довольно солидное количество СРО довольствуются процентами от 0,5 до 3, что тоже представляется максимально странным. Невольно возникает вопрос: кто получает бонусы от такого размещения? Так, по данным АНСБ, 32 СРО разместили компфонды под минимальные проценты, из них 8 московских СРО, 6 СРО – из Санкт-Петербурга, 5 – из ЦФО, по 4 – из Сибири и с Юга России, 3 – из Приволжского федерального округа, по одной – с Северного Кавказа и Северо-Запада.
Таким образом, получается, что почти 80 СРО из 225 совершенно не заинтересованы в увеличении средств компфондов и вкладывают их под 0,5-3%, а иногда и вообще под 0%, помогая зарабатывать банкам, а не строителям. Неужели строители – члены этих СРО такие же альтруисты, как и их руководители? Представляется, что руководители компаний-членов СРО должны бы настоятельно поинтересоваться у директоров СРО, под какой же процент у нее лежат деньги компфонда? И нет ли "родной СРО" в тех 80 "благотворителях"?
Отмечаются и совсем уж курьезные случаи. В одном и том же уполномоченном банке две разные СРО разместили свои компфонды примерно одного размера. У одной СРО банковский процент 0, у другой – 5 %.
И ведь нельзя же ситуацию свалить на банковский произвол: мол, в одном банке процент такой, в другом другой, СРО мечутся, выбирают… Нет! В нашем случае это ОДИН И ТОТ ЖЕ БАНК!
Анализ показал, что большинство бездоходных депозитов открыто в двух банках – Промсвязьбанке и Банке «ФК Открытие».
При этом, судя по всему, многих строителей – членов СРО, добросовестно принесших «свои кровные» деньги в компфонд, все эти коллизии не очень-то волнуют, и они раз за разом разрешают руководству СРО действовать в разрез финансовым интересам строителей.
Откат или безразличие?
Зададимся вопросом: а почему СРО не использует возможность разместить средства компфондов под проценты, которые у банков достаточно высоки?
Эксперты называют две причины:
1. Работают агентские схемы.
2. СРО просто не хотят размещать деньги под хороший процент. Им не интересно (читай, невыгодно).
Что такое «агентская схема», долго рассказывать не стоит. В нашем случае применим термин «юридически узаконенный откат» – когда руководство СРО размещает деньги в кредитной организации под, скажем, 0,5%,при этом в договоре между СРО и банком возникает третья сторона - посредник, которому банк за услуги по такому «выгодному» размещению отчисляет, скажем, процента 2-3. Эти деньги через специальный счет СРО не проходят. Директору СРО за них перед членами отчитываться не надо, нужно только тихо их потратить на свои нужды.
Со второй причиной сложнее. Мало просто вложить деньги под приглянувшийся процент. Надо постоянно отслеживать ситуацию – всё ли в порядке с банком, не появились ли на рынке другие финансовые организации, готовые дать бОльшую ставку, как изменились условия у банков? Короче, нужно постоянно держать руку на пульсе. У какой-то СРО нет возможностей это делать (нет персонала), а кому-то просто лень.
Вложение средств компфондов под проценты должно приносить реальные деньги прежде всего строителям.
А в регионах строители спокойно смотрят на то, что их СРО держат средства компфондов под 0% и не делают ничего! Вполне возможно, что не хотят напрягаться, ведь нарушения закона нет, права ничьи не ущемлены и вроде всё по-честному. Но это только на первый взгляд так.
В подобных случаях строителя обманули уже дважды.
Первый раз тогда, когда разместили средства так, что прибыли они не приносят. Или приносят, но избранным. А второй раз – уже в будущем – когда выяснится, что средств компфонда не хватает и нужно доплачивать. И сделает это тот самый «беспроцентный» строитель из своего кармана.
Предсказуем контрдовод: компфондами напрямую все равно пользоваться нельзя, так какая разница, под сколько процентов они лежат и где. Отдали – и ладно. Лежат и лежат.
Здесь уместно вспомнить еще один нюанс – по закону любая СРО обязана производить отчисления на нужды Национального объединения строителей. И снова строительные компании должны быть заинтересованы в прирастании компфондов. В стадии готовности находится законопроект, в котором предусмотрена поправка в Градостроительный кодекс, касающаяся как раз отчислений на нужды нацобъединения. Она звучит так: «отчисления… уплачиваются саморегулируемой организацией за счет дохода (части дохода), полученного от размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда, от размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Оставшаяся после уплаты таких отчислений часть указанного дохода направляется на увеличение размера соответствующего компенсационного фонда».
Выгода очевидна: если на деятельность нацобъединения средства будут выделяться из процента по депозиту, то у строителей отпадет необходимость ежемесячно отчислять эти взносы в СРО. Таким образом, так как взнос строителей за членство в СРО сократится, нагрузка на отраслевое сообщество существенно снизится.
Директор, задай СРО неудобный вопрос!
Есть такой термин «упущенная выгода». Он в полной мере применим к строителям – членам СРО, у которых компфонды в банках процентов не приносят. Так что же делать руководителям строительных компаний, которые состоят в СРО?
Ответы просты:
• На общих собраниях присутствовать самим, а не отправлять секретарей или юристов, и при этом не стесняться и откровенно спрашивать у руководства СРО, под какой процент и в каких банках размещены компфонды.
• Если процент по депозиту, на котором размещены компфонды, низок, потребовать пересмотра условий или выбора банка.
• Помнить, что строители имеют право пригласить представителей уполномоченных банков на общее собрание и оценить условия размещения, разъясненные, что называется, из первых уст.
• Потребовать четкую отчетность по процентным ставкам всех доступных банков. Наиболее оптимальная периодичность таких отчетов с учетом изменений условий, процентных ставок – раз в квартал.
И последнее: помнить, что в складывающейся ситуации постоянно увеличивающийся с помощью процентов компфонд – гарантированный парашют безопасности, который при умелом использовании всегда сработает как надо.
Игорь Коротков