Взносы в компфонды нужно снижать
Председатель Комитета Юрий Мхитарян на собственном опыте убедился, что средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций могут быть заблокированы в банках, у которых государство отбирает лицензии, и получить эти средства, даже для выплаты ущерба третьим лицам, практически невозможно. Именно поэтому на заседании Комитета по саморегулированию самое долгое и горячее обсуждение вызвал именно вопрос защиты компенсационных фондов.
Юрий Мхитарян сообщил, что в рамках Комитета совместно с аппаратом НОСТРОя разработана программа мер по защите компенсационных фондов СРО при банкротстве банков. Очевидно, что средства компенсационных фондов всегда должны быть доступны и тратиться только для компенсации ущерба третьим лицам – это диктует закон. Также законодательно закреплено, что средства компфондов должны быть обязательно размещены в кредитных организациях. Практически все СРО эти требования выполняют, но банкротство или отзыв лицензии у банка ставит под угрозу и существование самих саморегулируемых организаций, поскольку они не могут функционировать без компенсационных фондов.
То есть, подчиняясь требованиям закона и выполняя указания государства, СРО страдают от того, что то же самое государство в лице своих надзорных органов отбирает лицензии у банков.
Очевидно, что поскольку СРО не могут отвечать за процессы, идущие в банках, они не должны считаться нарушителями закона в случае утраты компфонда из-за банкротства банка, не должны лишаться своего статуса и не должны возмещать средства компфонда, замороженные в банке. По мнению Юрия Мхитаряна, которое разделили участники дискуссии, необходимо ввести особый правовой статус компенсационных фондов. Анализ показывает, что есть 9 ключевых отличий средств компфондов от средств юридических лиц, а сейчас они приравнены в статусе. Для изменения ситуации необходимо подготовить поправок в Градостроительный Кодекс в части хранения компенсационных фондов СРО, в т.ч. при банкротстве банков – эти средства не должны входить в общую конкурсную массу, у них другой статус.
Советник общественной организации «Деловая Россия», кандидат на пост президента НОСТРОя Михаил Викторов более широко подошел к проблеме компенсационных фондов, поскольку есть вопросы не только по их сохранности, но и по формированию. По его мнению, в проект закона нужно внести положение о снижении взносов в компенсационные фонды. Более того, необходимо ввести дифференцированный подход к этим взносам и привязать их размер к оборотам компании.
Также необходимо проработать вопрос, чтобы при переходе компании из сомнительной самрегулируемой организации в добросовестную взнос в компенсационный фонд мог бы быть переведен следом за компанией. Вполне возможно, что такие меры позволили бы более эффективно бороться с «коммерческими» СРО, в которых, помимо компаний-однодневок, состоят и вполне добросовестные строительные фирмы. Нужно дать им возможность перейти в СРО с хорошей репутацией без финансовых потерь.
И, конечно же, по мнению Михаила Викторова, необходимо начать серьезную проработку вопроса о том, чтобы компенсационные фонды из замороженной «кучи» денег превратились в нормальный финансовый резерв для строительных компаний. Здесь можно проработать и вопросы банковских гарантий под средства компфондов для компаний, участвующих в торгах, и возможности кредитования, и многие другие механизмы.