ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Крым <br />
будет развиваться <br />
согласно концепции
23.03.2015
Развитие регионов

Крым
будет развиваться
согласно концепции

К 2030 году в Крыму должны появиться новые дороги, мосты, здравницы и вода

Принята Градостроительная концепция Республики Крым. Этот документ является основой социально-экономического развития региона до 2030 года. Концепция подготовлена ОАО «Гипрогор». Представлены три варианта документа, рассмотрены оптимистичный, базовый и пессимистичный сценарии.

 

Градостроительная концепция делится на две части, — рассказывает руководитель работы, главный архитектор института Гипрогор Константин Неустроев. - Первая часть охватывает период до 2020 года. За это время Республика Крым должна стать самодостаточной территорией, жизнедеятельность которой не будет зависеть от Украины. Предполагаемый республиканский валовой продукт составит 300 — 310 млрд руб. в текущих ценах. С 2020 года, согласно Концепции, начнется экономический рост Республики. Концепция охватывает все стороны жизни полуострова. Но самые важные направления, без которых невозможно процветание полуострова, — электроэнергетика, водоснабжение, транспорт.

Электричество идет из Ростова

Вырабатываемая в Крыму электроэнергия не покрывает его потребности. Он не может обойтись без поставок с Украины, которая и сама испытывает недостаток электроэнергии. Пока Крым обеспечивается российской электроэнергией, которая передается через Украину, но, понятно, это очень ненадежно.

В итоге решено, что электроэнергия будет поступать на полуостров с Ростовской АЭС, где в июле вводится в эксплуатацию очередной блок. К берегу Керченского пролива будут подведены линии электропередачи, по дну пролива проложен кабель до Крымского берега. Проектные работы уже ведутся, в частности, московским институтом «Энергосетьпроект». Ожидается, через полтора-два года полуостров будет полностью обеспечен электроэнергией.

Однако для перспективного развития Крыма энергетические мощности придется наращивать и дальше. Уже в 2015 году начинается реконструкция четырех действующих теплоэлектростанций, их мощность будет увеличена втрое. Планируется строительство еще двух тепловых электростанций — в Симферополе и Севастополе, в общей сумме они будут вырабатывать не менее 880 МВт. В качестве топлива используется природный газ, благо его собственных запасов здесь достаточно.

Переброска северных рек в таврическом варианте

Крым ассоциируется с человеком, страдающим от жажды, которому показывают запотевший стакан чистой холодной воды, а и глотка не дают сделать. Действительно, кругом море, вода. Но ее нельзя ни пить, ни использовать для орошения.

Нехватка воды стала ощущаться еще в 40-е-50-е годы прошлого века по мере развития полуострова. Устранить дефицит позволило строительство Северо-Крымского водоканала. Только на его проектирование ушло 10 лет. И еще 10 лет на строительство.

Канал эксплуатируется с 1971 года, соединяет русло Днепра с системами ирригации и водоснабжения полуострова и обеспечивал пресной водой Крым на 82 — 85 %. Напор воды регулируется на территории Херсонской области. С апреля прошлого года канал заполняется водой только в объеме, необходимом самой Херсонской области. Полуостров остался без днепровской воды. В первую очередь, пострадал Восточный Крым, который практически лишен поверхностных источников вод. Сюда оперативно перебросили воду из районов предгорного Крыма. Но для будущего развития полуострова необходимо кардинальное переустройство системы водоснабжения.

Одно из предложений специалистов — заполнить опустевшее русло Северо-Крымского канала… с обратной стороны — водой крымских рек. Но для этого сами реки должны быть полноводны, что случается далеко не каждый год. А годы полноводия достоверно не могут предсказать даже старожилы.

Что же остается?

— Разрабатывать подземные источники воды, — отвечает Константин Неустроев. — Их запасы достаточны для полуострова. Подземные воды соответствуют питьевым стандартам, либо близки к ним.

Еще недавно геологоразведочные работы ограничивались водоносными горизонтами глубиной до 200 м: не было технических возможностей поднять воду из более низких слоев. Современные технологии позволяют добывать ее с глубины до 500 м. Использование подземных вод и положено в основу водообеспечения Крыма. На поверхность ее будут поднимать по трубопроводам.

Еще один резерв, который находится в тени, — вовлечение воды в повторный оборот после очистки. Очистных сооружений на полуострове недостаточно, имеющиеся изношены. Все согласны, что их надо реконструировать. Но речь не идет о том, чтобы перенять практику прогрессивных российских водоканалов — вновь использовать очищенную воду на технические нужды. Говорят, очень дорогая очистка получится. Хотя если хорошенько посчитать, в какую сумму выльется добыча воды с полукилометровой глубины, может быть, затраты на очистку не покажутся такими большими.

— И все-таки в перспективе придется думать, как привлечь на полуостров водные ресурсы извне, по трубам из Цимлянского водохранилища через Керченский пролив, иначе Крым не сможет развиваться, — считает Анатолий Жиркевич. — Волга и Дон вряд ли смогут поделиться водой с Крымом. Думаю, не исключен вариант подачи воды трубопроводом из верховьев северных рек — Северной Двины, Печоры и их притоков в бассейн Волги, а затем уже в Крым.

До таманского берега осталось пять лет

Концепция рассматривает три парадигмы транспортного развития полуострова, — рассказывает Константин Неустроев. — Связь с Россией, автономную — на самом полуострове и с Украиной.

С тех пор, как Украина в одностороннем порядке перекрыла железнодорожное сообщение с Крымом, полуостров фактически превратился в остров. Сообщение с материком — по воздуху или по морю. Поэтому строительство транспортного перехода через Керченский пролив стало для Крыма вопросом жизни.

В прошлом году Экспертный совет, созданный при Минтрансе России, рассмотрел 74 вариант транспортного перехода. В итоге выбран вариант двухуровневого моста — с двумя железнодорожными ветками на нижнем ярусе и четырехполосной автодорогой на верхнем. Он будет построен в южной части Керченского пролива через остров Тузлу, и соединит Крым с Таманью.

Правительство России определило генерального подрядчика — ООО «Стройгазмонтаж». На проектирование моста отведено шесть месяцев. Возможно, для ускорения работ проектирование и строительство придется совместить, такая практика существует. Сдача моста в опытную эксплуатацию намечена на декабрь 2018 года. Окончательно он должен войти в строй в июне 2019.

«Перемахнуть» на автомобиле с Кавказа в Крым можно будет минут за 10. Но и цена такого удобства очень не маленькая — строительство моста обойдется в 212 млрд руб. в ценах 2015 года. Деньги бюджетные. Условия строительства моста очень сложные, что и определяет большие затраты. Главная опасность — слабые грунты на дне пролива. Не исключено, они не смогут удержать двухуровневый мост. И тогда придется выбирать между автомобильным и железнодорожным вариантом.

— Мост должен быть железнодорожным, — считает вице-президент института «Гипростроймост» Алексей Васильков. — Ежегодно в Крым приезжают три миллиона человек. Только железная дорога сможет перевезти такое количество людей.

Заметим, железной дороге на полуострове предопределено второе рождение. В Восточном Крыму, где есть участки однопутной железной дороги, будет проложена вторая ветка. Новая железнодорожная ветка — Керчь — Симферополь — Евпатория — соединит Восточный Крым с Западным. (Любопытно, что она пройдет по широте, одинаково отстоящей от Северного полюса и Экватора.) В Джанкой, как сейчас, заезжать не потребуется, что сэкономит минимум три часа. Железнодорожный узел Симферополя будет значительно укрупнен.

— Плохо то, что ОАО «РЖД» планирует строительство этой транскрымской магистрали только к 2030 году, — говорит Константин Неустроев.

Значительное внимание уделяется и автодорожной сети полуострова. Современный автобан будет построен параллельно железной дороге Керчь — Евпатория. Росавтодор собирается приступить к работам уже в текущем году.

Железная и автомобильная дороги пройдут через небольшие, но многочисленные населенные пункты. В свою очередь, транспортное строительство неизбежно расширит эту зону, будет способствовать развитию бизнеса. Образуется полоса деловой активности, которую Константин Неустроев назвал «Параллельный Крым».

В последние годы резко возросла нагрузка на автодороги, расположенные вдоль морского побережья. Авторы градостроительной концепции убеждены, их надо максимально разгрузить — пусть эти маршруты останутся для отдыхающих. Запланировано строительство дорог от центральной автотрассы к городам и крупным городам на побережье. Они разойдутся лучами по полуострову и примут на себя основную нагрузку.

Для Крыма, как приморской территории, большое значение имеет судоходство. Но градостроительная концепция практически не затрагивает морской транспорт. Между тем, у моряков есть немало предложений. Вице-президент Международной водной академии Виталий Збаращенко полагает, в Восточном Крыму море вполне может заменить железнодорожную дорогу. Тем более что морем возить дешевле. Вторая железнодорожная колея не понадобится. Но авторы концепции (может потому, что люди они сухопутные) верят, что земля надежнее воды. Поэтому убеждены, что, прежде всего, следует развивать наземный транспорт, а уже потом — морской.

У строителей будет много работы

Градостроительная концепция определяет «специализацию» отдельных территорий полуострова

Очевидно, с курортной зоной несовместимы химические, горнодобывающие или другие экологически вредные предприятия. Тем не менее, на полуострове останутся завод «Крымский титан» (около 30% российского рынка диоксида титана) и «Крымский содовый завод» (2% мирового выпуска кальцинированной соды). Расставаться с такими крупными налогоплательщиками, по меньшей мере, неразумно. Да и находятся они далеко от курортов.

Основной промышленной зоной станет Керченской полуостров. Будет возрождаться отрасль, традиционная для приморской территории, — судостроение. В Севастополе и Симферополе, Феодосии, других городах, расположенных близ курортной зоны, будут размещаться приборостроительные и прочие предприятия, которые занимают компактные территории и где в основном востребован интеллектуальный труд.

А Западный Крым останется местом, свободным от промышленности, — это наиболее ценная зона для отдыха и лечения. Не так давно здесь планировали построить грузовой порт, даже шли переговоры с китайскими компаниями. Но сейчас стало ясно — никакого порта тут не будет.

Реализация таких грандиозных планов неизбежно вызовет всплеск строительства. По словам первого зампреда комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елены Николаевой, Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) сформировало пул из пяти крупных инвесторов, которые готовы вложить в строительство малоэтажного жилья на полуострове более 1 млрд. долларов. Но в целом крупные российские строительные холдинги Крымом пока не интересуются. Виноваты в том международные санкции или что-то другое, сказать трудно. Во всяком случае, у местных строительных компаний образовалось широкое поле деятельности. Благо есть здесь и свои производители стройматериалов.

Елена БАБАК

Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо