ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
До свидания, <br />
«Бауманская»,<br />
до свидания!
23.03.2015

До свидания,
«Бауманская»,
до свидания!

В Московском метрополитене меняют самые старые в мир тоннельные эскалаторы

8 февраля на реконструкцию закрыли станцию «Бауманская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Работы продлятся 11 месяцев. Реконструкция станции на сегодняшний день необходима согласно стандартам безопасности работы метрополитена.

 

«Бауманская» перевозит пассажиров в ежедневном режиме с 1944 года. На сегодняшний день в часы пик пассажиропоток составляет 16000 человек в час. Инженерные системы, электрооборудование нуждается в модернизации. Кроме того, полностью исчерпали свой ресурс эскалаторы.

В ходе реконструкции на станции выполнят капитальный ремонт вестибюля, монтаж новых касс и модернизированных турникетов. Также будут заменены все эскалаторы и введен дополнительный четвертый, что позволит пассажирам передвигаться свободнее. Произойдет обновление инженерных сетей и устройств метрополитена, кабельных, сантехнических и вентиляционных коммуникаций. Будет проведен косметический ремонт фасада наземного вестибюля. Несмотря на появление новых элементов, архитектурный облик станции не изменится. По предварительным подсчетам, на замену эскалаторов уйдет примерно 600 миллионов рублей, еще 200 миллионов планируют выделить на устранение течи и реставрацию, 700 миллионов уйдет на транспортное обеспечение москвичей на время закрытия станции.

Капремонт – это надолго!

Возникает вопрос — почему так надолго закрывают «Бауманскую», нельзя ли как-то ускорить работы? Модернизация эскалаторных комплексов включает в себя не только замену самих эскалаторов (ступеней и поручней, тяговых двигателей и редукторов, тормозов, пультов управления и многого другого), но и полную реконструкцию всего оборудования, несущих металлоконструкций. Потребуется также демонтаж старого фундамента, не пригодного для установки на него эскалаторов нового типа, и последующее сооружение нового.

Предстоит выполнить колоссальный объем работ. Одно описание технологического процесса замены эскалаторов на бумаге занимает несколько сотен страниц. А некоторые технологические процессы, к сожалению, ускорить нельзя. Кроме того, после завершения всех работ по монтажу новых эскалаторов, пассажиров можно будет пустить на них только после целого комплекса проверок, обкатки и приемки соответствующими контролирующими службами.

Нельзя ли было сначала сделать второй выход, а потом закрывать первый? Тогда можно было бы обойтись без закрытия.
Изначально так и планировалось. Это позволило бы пассажирам не только избежать неудобств на время ремонта, но и значительно повысить их комфорт пользования станцией в дальнейшем, так как при работе двух вестибюлей нагрузка каждый из них будет ниже. Но увы. Второго выхода из станции не будет. Это связано с плотностью застройки в центре Москвы, заявил еще год назад руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. По его словам, в случае принятия положительного решения по этому вопросу пришлось бы прибегнуть к сносу имеющихся строений, что привело бы к колоссальным затратам по выплатам компенсаций собственникам этих зданий.

  

История станции в истории страны

Появление станции «Бауманская» связано с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлове. Первый вариант линии появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить «Гороховскую улицу», «Бауманскую Площадь», «Спартаковскую площадь», «Переведеновский переулок», «Электрозаводскую», «Семеновскую площадь», «Мироновскую улицу» и «Стадион». В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская улица», а в марте-апреле 1935-го «Переведеновский переулок» переименовали в «Бакунинскую улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская улица». Наконец, в июле 1937 года на участке «Курский Вокзал» — «Электрозавод» трасса была спрямлена и вместо четырех станций осталась всего одна — «Спартаковская».

Возведение станции происходило в 1937—1944 годах, но с конца 1941-го по весну 1943-го работы не велись. В самое трудное время Великой Отечественной было не до строительства. К тому моменту были уже готовы станционные и перегонные тоннели; осуществлено бетонирование многих запроектированных монолитных конструкций, натяжная камера; основные несущие конструкции наземного вестибюля. Строительство было возобновлено в мае 1943 года. «Спартаковская» была переименована в «Бауманскую» и открыта в составе участка «Курская» — «Измайловская» 18 января 1944 года.

Наземный вестибюль был выполнен в виде высокого павильона и облицован изнутри светлым мрамором «газган». В 1960-х годах его фасад переоблицовали керамической плиткой. В вестибюле расположены кассы, а также вход и выход, разнесенные по разным стенам. Над эскалаторным ходом располагается мозаичное панно «Слава Советской Армии» (автор Исаак Рабинович) и высечена цитата Иосифа Сталина об армии. Его подпись была убрана после развенчания «культа личности», но читабельна до сих пор. В вестибюле у выхода установлен бюст Николая Баумана работы скульптора Анатолия Шлыкова.

Станция «Бауманская» - глубокого заложения. Конструкция ее — пилонная трехсводчатая, Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Архитектор Борис Иофан в своем первоначальном проекте станции «Спартаковская» трактовал ее название буквально — оформление должно было быть посвящено восстанию Спартака. Эта тема развивалась бы с помощью скульптур, установленных около пилонов в нишах, а над проходами между пилонов планировалось нанести цитаты, посвященные этому событию. Этот проект и был реализован, но на место гладиаторов встали статуи современников.

Оформление станции посвящено теме единства фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны. Пилоны зала облицованы розовым мрамором «газган». На каждом из них имеются по два выступа из полированного красного порфира. В нишах на пьедесталах установлены скульптуры защитников Родины и тружеников тыла времен Великой Отечественной: здесь боец Советской армии и бесстрашная партизанка, неутомимая работница и колхозник (скульптор Вячеслав Андреев). Торцовую стену центрального зала украшает портрет вождя большевиков Владимира Ленина на фоне развевающихся знамен. До 1963 года вместо него было мраморное панно с изображением флагов и профилей двух советских лидеров — Иосифа Сталина и Владимира Ленина.

Путевые стены покрыты серым и черным мрамором. Светильники располагаются в нишах в своде и за карнизом над пилонами. Вентиляционные отверстия скрыты фигурными бронзовыми и мраморными решетками. Пол зала выложен серым, черным и красным гранитом.

На станции работали самые старые эскалаторы Московского метро — три машины типа Н-40-III, установленные в 1944 году. Они же являются самыми старыми действующими тоннельными эскалаторами в мире. Их замена планировалась еще с конца 2000-х, но так и не была реализована. Между прочим, эскалаторы примечательны не только возрастом, но еще и тем, что для них применены деревянные детали и элементы, которые уже давно не используются при отделке элементов метрополитена по причине их высокой пожароопасности.

В 1989 году по новому проекту хордовых линий через «Бауманскую» планировалось провести ветку от Химок до Жулебина. В 1992 году название станции чуть было не поменяли на «Елохово». Во второй половине 2000-х годов появился план строительства в Москве нового пересадочного контура метро, который призван разгрузить Кольцевую линию. Новую подземную магистраль планировали вести через «Бауманскую», однако в 2012 году трассировка была изменена.

Интересно, что на мраморной стене станции «Бауманская» вручную вырезаны загадочные цифры. Они находятся около места остановки первого вагона на платформе в сторону «Щелковской» под последней вентиляционной решеткой на высоте чуть более метра. Надпись содержит две даты, разделенные черточкой и записанные так, как их иногда пишут на надгробиях: 14.XI.1946 — 15.XII.1954. Длина составляет около восьми сантиметров, высота — около полутора. Происхождение неизвестно, как неизвестна их дальнейшая судьба…

Евгений РЕПИН

Фото автора

Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо