Импортозамещение - ради галочки или безопасности?
Но реально ли сделать российский лифт полностью российским? На вопросы нашего обозревателя отвечал президент НП СРО «Российское лифтовое объединение», генеральный директор ОАО «Мослифт» Сергей Чернышов:
- Сергей Александрович, на заседании Общественного Совета Минстроя России Вы озвучили идею о том, что российский лифт должен стать полностью российским. Насколько много сейчас в российском лифте импортных деталей и не утопия ли эта идея - оказаться от импортных деталей, импортной электроники и так далее в пользу только того, чтобы отрапортовать о выполнении программы импортозамещения?
- Хочу напомнить, что основу масштабной программы импортозамещения заложил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию, где он четко отметил одно из направлений – импортозамещение в сфере коммунального хозяйства. Кроме того, сегодня потенциал развития сферы ЖКХ определен на много лет вперед за счет того, что в каждом регионе России созданы фонды капитального ремонта домов. Это означает, что с 2015 года в лифтовую отрасль пойдут серьезные средства на замену лифтов. Это очень важно для лифтостроителей, поскольку сейчас они недозагружены, а в строительстве жилья наметился спад. Поэтому мы считаем, что необходимо обеспечить, чтобы практически все заказы в сфере ЖКХ поступали на наши отечественные предприятия.
Действительно, последние годы у нас была тесная кооперация с европейскими производителями: мы искали за рубежом все самое лучшее и качественное и дополняли основные отечественные узлы новейшими разработками европейских производителей. В итоге получался современный российский лифт, который не уступал зарубежным аналогам.
Но сейчас, в условиях кризиса, мы очень четко увидели, что эта политика была не совсем оправданной, поскольку обслуживающие организации вынуждены закупать импортные комплектующие для того, чтобы обеспечить работоспособность лифтов. И в условиях нестабильности в мире мы не можем себе позволить, чтобы наши лифты были укомплектованы импортными деталями, потому что может возникнуть угроза технологической безопасности лифтов.
В связи с этим мы за прошедшие 2 недели провели несколько совещаний в рамках Национального лифтового Союза, на последнем из них присутствовало более 90% директоров лифтовых производств Российской Федерации. В итоге был подготовлен проект документа с нашими предложениями, который направлен в Минстрой и Общественный Совет при Минстрое России. Мы предлагаем поддержать отечественного производителя и просим Минстрой одобрить следующие требования для включения в конкурсную документацию при выборе лифтового оборудования:
- в 2015 году доля импортных комплектующих в составе российского лифта не должна превышать 30% - столько, сколько она составляет сейчас. При этом кабина лифта, станция управления и двери шахты должны быть отечественными. Очевидно, чтобы наши заводы могли грамотно перейти на отечественные комплектующие, нужно некоторое время, поэтому мы предлагаем сделать импортозамещение плавно.
- 2016 год – предельная стоимость импортных комплектующих должна составлять не более 20%. При этом кабина лифта, станция управления, двери шахты и привод дверей должны быть российского производства.
- 2017 год – предельная стоимость импортных комплектующих должна составлять не более 10%. При этом кабина лифта, станция управления, двери шахты, привод дверей и лебедка должны быть российского производства.
Таким образом, мы считаем, что за три года наши производители обеспечат переход на российские комплектующие.
- Все это замечательно, но не прозвучало таких слов как безопасность и качество, которые обеспечивают импортные детали, например, лебедки. Где гарантия, что наши дешевые отечественные механизмы не начнут блокировать на полпути двери, а лифты не начнут падать? И что мешало нашим производителям улучшать качество своей продукции, пока они искали хорошие комплектующие за границей?
- В бесконфликтных условиях наши производители поступали правильно – они искали на огромном мировом рынке комплектующие, которые их устраивали. Сегодня новая политика государства состоит в том, что производство лифтов должно быть в России, потому что это сфера ЖКХ - и поэтому мы переориентируем ее в Россию.
Кроме того, лифт является опасным техническим устройством и поэтому все структуры, осуществляющие контроль за ним, активно работают, все нормативные документы, причем весьма жесткие, действуют. И я уверен, что предприятия, которые входят в Национальный лифтовый союз, никогда не выпустят на рынок опасные продукты. Поэтому говорить о том, что наши комплектующие опасны, нельзя. Они такие же безопасные, как и импортные. Более того, советские стандарты, которые переросли в российские, всегда были по безопасности требования намного выше, чем зарубежные. И иностранным производителям, перед тем как поставлять нам комплектующие, приходится дорабатывать свою продукцию.
Кроме того, не все импортные лебедки такие замечательные, как кажется. Наибольшее количество нареканий по работоспособности, качеству и надежности лебедок было по лебедкам «Монтонари», которые очень часто устанавливали на белорусских лифтах. ОТИС – это замечательная марка, передовая организация, но что касается надежности – самая надежная машина до сих пор у КМЗ. Так что не все так страшно.