Правительство и строители понесут триллионные расходы из-за повышения норм по сейсмике
Эксперты и профессионалы строительной отрасли продолжают анализировать Своды правил, включенные в качестве обязательных в Перечень, утвержденный ПП №985 – именно об этом документе Минстрой России и вице-премьер Марат Хуснуллин говорили как о сокращающем строительные нормы на 30%. Постановление было разработано в экстренном порядке Минстроем России во исполнение получения президента Владимира Путина об обновлении нормативной базы строительства с тем, чтобы уйти от «СНиПов-хрипов».
По факту количество включенных в постановление документов осталось тем же самым, а сократились лишь некоторые пункты и требования внутри этих СП. Кроме того, были утверждены некоторые обновленные СП, в частности, СП 14.13330.2018 (строительство в сейсмических районах). Анализ этого Свода правил со стороны профессионального сообщества привел к скандалу на заседании рабочей группы по регуляторной гильотине в области строительства, которое состоялось 22 июля, а также грозит репутационными потерями и серьезными расходами для Правительства России и автора этого документа - Минстроя России.
Как заявил на заседании рабочей группы вице-президент Российского Союза строителей Анвар Шамузафаров, Минстрой России, повысив в данном СП нормы сейсмики для 15 регионов России и утвердив это повышение постановлением правительства России, тем самым обязывает строителей немедленно остановить все стройки в этих регионах и провести дополнительные работы по перепроектированию зданий для усиления в них конструкций и обеспечения сейсмической безопасности.
Повышение нормативной сейсмической интенсивности в баллах в новом СП 14.13330.2018 с изменением №1
№ |
Общее сейсмическое районирование ОСР-2015
|
Общее сейсмическое районирование – ОСР-2016-А, ОСР-2016-В, ОСР-2016-С |
1 |
Республика Калмыкия, Элиста |
|
|
- - 6 |
- 6 7* |
2 |
Республика Карелия, Калевала |
|
|
- - 6 |
6 6 7 |
3 |
Республика Удмуртия, Можга |
|
|
Сведения отсутствуют |
- - 6 |
4 |
Калининградская область, Калининград |
|
|
- 6 7 |
6 6 7 |
5 |
Кемеровская область, Кемерово |
|
|
6 6 7 |
6 7* 8* |
6 |
Ленинградская область, Выборг, Приозерск |
|
|
- - 6 |
- 6* 7 |
7 |
Сахалинская область, Южно-Сахалинск |
|
|
8 8 9 |
8 9 >9* |
8 |
Тюменская область, Тюмень |
|
|
- - 6 |
- 6* 7* |
9 |
Челябинская область, Чебаркуль |
|
|
- 6 6 |
- 6 7 |
10 |
Чукотский автономный округ, Анадырь |
|
|
6 6 7 |
6 7 8 |
11 |
Алтайский край, Барнаул |
|
|
6 7 8 |
7 8 8 |
12 |
Забайкальский край, Чита |
|
|
6 7 8 |
7 8 9 |
13 |
Красноярский край, Красноярск |
|
|
6 6 8 |
7* 7 8 |
14 |
Ставропольский край, Ставрополь |
|
|
7 7 8 |
7 8* 9* |
15 |
Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре |
|
|
6 7 8 |
7* 7 8 |
* Населенные пункты, по территории которых проходит граница зон разной балльности, отнесеные к более сейсмоопасной зоне. Для таких населенных пунктов рекомендуется провести региональные сейсмологические исследования с целью утончения опасности (в сторону его увеличения), либо использовать указанное в таблице значение.
Более того, поскольку данный Свод правил утвержден постановлением правительства, теперь оно обязано провести на всех существующих зданиях и сооружениях в этих 15 регионах, работы, повышающие их сейсмостойкость и обеспечивающие безопасность граждан – а это десятки, а может быть, и сотни триллионов рублей. В указанных 15 регионах – а это Краснодарский, Хабаровский и Красноярский края, Северный Кавказ, Якутия, Тюменская область и др. – помимо жилья, находятся сотни отелей, мостов, тоннелей, атомные и гидроэлектростанции, огромная социальная и коммунальная инфраструктуры. Теперь безопасность всех этих объектов должна быть повышена до утвержденного Правительством России уровня. По факту это даже не десятки, а сотни триллионов рублей.
В распоряжении Агентства новостей «Строительный бизнес» имеется справка за подписью Анвара Шамузафарова, в которой он, в частности указывает: «При детальном изучении документов выявлены проблемы, которые могут привести к серьезным экономическим последствиям. В первую очередь это относится к документам, регламентирующим строительство в сейсмоопасных регионах. Целый ряд регионов, в первую очередь Красноярский край, в котором существует множество зон сейсмоактивности, Якутия, Южный Уpaл, Южный Краснодарский край, Крым, Кавказ, а также Дальний Восток попадают в критическую ситуацию. Повышение норматива по сейсмике с б до 7 баллов останавливает все текущие процессы по проектированию объектов, даже несмотря на то, что распространение этой нормы не коснется объектов, которые уже зашли в экспертизу (п.2 Постановление 985)*
В Перечне №521(СП 14.13330.2014) сейсмичность площадки строительства объектов допyскается предварительно определять по таблице l * (пyнкт 4.4 указанного СП). В таблице 1* для I категории грунтов (скальные грунты и прочие) указана расчетная сейсмичность площадки строительства с показателями 6, 7 и 8 баллов. В Перечне № 985 для аналогичных грунтов показатели составляют 7 ,7 и 8 баллов соответственно (таблица 4.1).
Введение этих изменений приведет к необходимости усиления конструктивных элементов, пересмотра планировочных решений, а вследствие этого приведет к значительному удорожанию строящихся и в ряде слyчаев, эксплуатируемых объектов».
Очевидно, что разработчики постановления №985 в лице Минстроя России и ФАУ «ФЦС» при направлении этого документа на согласование в правительство России и на подпись премьер-министру Михаилу Мишустину не предупредили о финансово-экономических последствиях, которые наступают и для строителей, и для покупателей жилья, и для других инвесторов, и для бюджетов всех уровней, и для экономики России в целом .
Соблюдение данных норм – а они ОБЯЗАТЕЛЬНЫ при строительстве в указанных регионах любых зданий и сооружений, приведет к удорожанию строительства минимум на 15-20%. Эти расходы уже сейчас должны закладываться в объекты, строящиеся в рамках госзаказа и нацпроектов, а также при строительстве жилья. Более того, те панели, которые сейчас уже изготовлены на домостроительных комбинатах, не могут быть применены на стройках, пока не будут соответствовать обновленным требованиям по сейсмике – это значит, что огромное количество продукции ДСК будет просто выброшено, а сами ДСК должны перестраивать свое производство в соответствии с новыми требованиями.
Как сообщил АНСБ Анвар Шамузафаров, обычно повышение балльности в регионе проводили по итогам случившихся землетрясений, а здесь эти изменения вводятся исключительно из-за чьей-то гипотезы о возможности таких землетрясений. Он также напомнил, что предложения по изменению данного СП были давно внесены группой ученых в Минстрой России - в частности, в отношении Красноярска в основу этого предложения были положены исследования, проведенные в 1806 году. Однако бывший в то время замминистром строительства Хамит Мавлияров в 2017 году эти изменения балльности не пропустил. Сейчас же новые требования по сейсмике были внесены в Свод правил без детального обсуждения последствий.
- Хочу подчеркнуть, что хотя Минстрой России в лице замминистра строительства Дмитрия Волкова настаивает на том, что эти нормы по сейсмике являются добровольными для применения, добровольность заключается в том, что проектировщик вправе повысить показатели балльности, но он не имеет права опуститься ниже заявленного предела. Таким образом, он обязан соблюдать требования повышенных сейсмических норм. Минстрой России, не понимая сути термина «добровольность» в техническом регулировании, допустил огромную ошибку, изменив в данном СП требования по балльности на основе научной теории и отправив этот документ на подпись премьер-министра Михаила Мишустина.
Я уверен, что Минстрой России, направив проект постановления, вообще не представлял, к чему приведут данные изменения в Своде правил по сейсмике, ввел в заблуждение и Правительство России, и профессиональное сообщество, и население страны. Фактически, подписав это постановление, Правительство России взяло на себя ответственность за обеспечение безопасности всех объектов на тех территориях, где повышена балльность по сейсмике – но знало ли оно об этой ответственности? Интересно, что думает по этому поводу ответственный вице-премьер Марат Хуснуллин, который сейчас должен будет заниматься возникшими экстренными проблемами в этих регионах? Что думает по этому поводу первый вице-премьер Андрей Белоусов, который отвечает за финансовый блок, потому что это постановление грозит многотриллионными расходами для бюджета государства? И откуда Председатель Правительства будет брать эти огромные деньги?
Что можно сделать в этой ситуации? Нужно реформировать систему технического регулирования в строительстве – причем это должны делать профессионалы, а не "околостроительные проходимцы". Мы уже давно говорим, что необходимо выстроить новую систему, когда все нормативные документы - Своды правил и национальные стандарты - будет утверждать по согласованию с другими министерствами и ведомствами Минстрой России и нести за них ответственность, вплоть до уголовной. Вот тогда они будут обязаны привлекать профессиональное сообщество и экспертов для того, чтобы документы были качественные и не приводили к катастрофическим последствиям и по безопасности объектов, и по расходам общества и государства. Мы разработали соответствующие предложения, направили их в Минстрой России и в крупнейшие бизнес-объединения. Не нужно перекладывать ответственность за нормативные технические решения на Правительство России, которое в этом разбираться не должно. В ближайшее время мы расскажем о наших предложениях более подробно.
Елена Шинкоренко